Нынешняя ситуация на российском рынке оказала уникальное действие на отношения бизнеса и ИТ – она придала им свежесть и обострила чувства. Нечто похожее происходит у супругов, которые после долгих лет брака оказываются в новых для себя условиях и переживают «вторую молодость» отношений.
Один из ключевых факторов, изменивших отношения бизнеса и ИТ, – непростая ситуация в экономике страны: клиенты стали расчетливее и требовательнее, они хотят иметь возможности, основанные на последних достижениях технологической мысли, и требуют, чтобы организации, оказывающие им различные услуги, предоставляли такие возможности. Второй фактор – глобализация: международные гиганты, такие как Uber, выходя на новые географические рынки, насаждают на них новые правила игры, а локальные игроки активно впитывают опыт мировых грантов и встраивают их идеи в свой бизнес. При этом именно технологии становятся ключевым инструментом обновления бизнеса.
В этих условиях отношения между бизнесом и ИТ серьезно меняются: бизнес рассчитывает на то, что ИТ-подразделение поможет найти и создать новые возможности, делающие компанию еще более эффективной, привлекательной для заказчиков, выпускающей лучшие в своем роде продукты и осваивающей новые сегменты. Главное: эти возможности призваны обеспечить высокую конкурентоспособность и устойчивость компании на рынке. Для этого бизнес и ИТ должны работать не просто скоординированно, а по-партнерски, стремясь к синергетическому эффекту.
Место и роль ИТ-подразделения в бизнесе
В зависимости от того, какое место отводит ИТ-подразделению бизнес-руководство, а также от того, на что реально способны менеджеры и специалисты ИТ-службы, аналитики, как правило, выделяют четыре роли, которые могут быть на нее возложены.
Эксплуатационная роль. Бизнес рассматривает ИТ-подразделение как центр затрат, основная функция которого – эксплуатация и сопровождение уже внедренных решений. Создание и развертывание новых, как правило, возлагается на сторонние ИТ-компании.
Техническая роль. На ИТ-подразделение возлагается роль «коммунальщиков от ИТ»: они обеспечивают поддержку и развитие ИТ-инфраструктуры, при этом важные для бизнеса проекты внедрения реализуют внешние консультанты. Бизнес уверен в том, что у ИТ-службы для этого недостаточно компетенций. Ну и вообще, как говорится, нет пророка в своем отечестве.
Универсальная роль. Таким ИТ-подразделениям, можно сказать, крупно повезло: бизнес достаточно высоко ценит их возможности и доверяет широкий круг задач, начиная от обслуживания ИТ-инфраструктуры и заканчивая вполне инновационными проектами.
Инновационная роль. Бизнес ждет от ИТ-подразделения не просто новых возможностей для снижения издержек, а серьезной помощи в разработке и реализации новых бизнес-моделей, а также в создании и выводе на рынок новых продуктов и услуг. Бизнес рассматривает ИТ-подразделение как партнера, способного оказать реальную помощь в решении стратегических задач и достижении новых горизонтов развития бизнеса.
Определить, какая роль отводится вашей ИТ-службе, несложно. Для этого нужно учесть несколько основных факторов (см. рисунок):
- объем расходов на ИТ в компании;
- надежность внедряемых решений;
- их эффективность;
- важность внедряемых ИТ-решений для бизнеса.
Ключевое отличие технической роли от эксплуатационной в том, что значительная часть проектов внедрения (по крайней мере, инфраструктурных) реализуется силами штатных сотрудников ИТ-подразделения. Как результат, снижаются расходы на ИТ – собственно, к этому и стремится бизнес, ведь ИТ-службу он рассматривает как центр затрат. Чтобы обеспечить переход к универсальной роли, приходится инвестировать много средств в приобретение новых ИТ-компетенций, поэтому расходы на ИТ растут. С точки зрения бизнеса рост расходов на ИТ компенсируется их качеством, ведь качество ИТ становится для бизнеса важным, хотя и не решающим фактором успеха. В инновационных ИТ-службах расходы на ИТ рассматриваются в контексте их пользы для бизнеса: если инвестиции в ИТ заведомо окупаются, то так ли уж важно, каков их объем?
Рисунок. Роли ИТ в бизнесе в разрезе ключевых характеристик и приоритетов
Источник: RedSys
Надежность внедряемых решений растет по мере повышения зрелости ИТ-подразделения и его перехода к новой роли: уровень компетенций растет, одновременно повышается и надежность этих решений. Также, разумеется, повышается и их эффективность: все больше внимания уделяется пользе внедряемых решений для бизнеса, а также возможностям ИТ-службы по созданию дополнительной прибыли для компании. Особенно это касается инновационной роли, в рамках которой ИТ-подразделение становится одним из центров прибыли.
Многие российские предприятия сегодня выбирают для ИТ универсальную роль, поскольку она дает возможность обеспечить баланс интересов между бизнесом и ИТ: бизнес продолжает заниматься стратегией, не углубляясь в технологические «дебри», а ИТ занимается технологиями и не ломает голову над выбором стратегических путей для развития бизнеса. Какое-то время эта модель отношений будет вполне приемлемой для многих компаний, однако конкуренция неизбежно потребует для ИТ инновационной роли.
Как оценить зрелость ИТ
Уровень зрелости ИТ-департамента во многом определяется уровнем зрелости ИТ-инфраструктуры, которая была создана его усилиями. Базовому уровню свойственны низкая управляемость ИТ-инфраструктуры, отсутствие четких стандартов и регламентов, разрозненность данных, запаздывающая реакция ИТ на сбои и долгие сроки внедрения новых решений.
Таблица. Уровни зрелости ИТ-инфраструктуры
Базовый | Стандарти-зированный | Усовершен-ствованный | Динамический |
• Центр затрат
• Неуправляемая ИС • Хаос в данных • Нет стандартов и процедур • Реактивность • Только поддержка |
• Стандартизация ИС
• Частичное управление • Стабильная работа ИС • Формализация политик и процедур • Фокус на ИТ-системы • Фокус на сокращение капитальных затрат |
• Полноценный набор сервисов
• Автоматизация рутины • Полное управление ИС • Измеримость • Проактивность • Фокус на бизнес-системы • Фокус на сокращение операционных затрат |
• Оптимальная ИС • Полная автоматизация и оркестрация • Анализ и прогноз • Высокая адаптивность • Управление качеством • Time-to-Market • ITaaS |
Источник: RedSys
На стандартизированном уровне работа информационных систем отлажена и стабильна, активно используются внутренние стандарты и регламенты ИТ, применяются инструменты управления ИТ-инфраструктурой. Сроки вредрения новых решений заметно сокращаются, кроме того, снижаются капитальные затраты на ИТ-инфраструктуру.
На усовершенствованном уровне ИТ-инфраструктура становится полностью управляемой, причем управляемой проактивно – это позволяет избегать серьезных сбоев. Усилия ИТ-департамента сосредоточены на развитии систем для бизнеса. Развертывание ИТ-процессов и широкая автоматизация работы ИТ-специалистов заметно снижают количество ошибок персонала, поэтому ИТ-инфраструктура работает все более эффективно, стабильно и надежно.
На динамическом уровне управление ИТ-инфраструктурой полностью автоматизировано и максимально проактивно. Ее основу составляют гибкие, легко настраиваемые высокотехнологичные решения, позволяющие быстро адаптировать ИТ-инфраструктуру к текущим задачам и требованиям бизнеса, в том числе к внедрению новых, инновационных решений. Главная идея динамического уровня – реализация модели «ИТ как услуга» (IT as a Service, ItaaS): ИТ-подразделение готово обеспечить предприятию любую ИТ-поддержку, опираясь на «композитные» сервисы, состоящие как из собственных сервисов, так и внешних (в том числе облачных). При этом особое внимание уделяется предоставлению бизнесу новых возможностей для создания прибыли.
Большинство ИТ-подразделений российских организаций постепенно переходят со стандартизированного на усовершенствованный уровень зрелости ИТ-инфраструктуры. Следовательно, им есть куда расти и развиваться.
Перед началом подъема
Владимир Мешалкин, директор Центра вычислительных комплексов, RedSys |
ИТ-службы российских предприятий полностью адаптировались к новой экономической реальности, и теперь им необходимо готовиться к реализации новых задач в условиях начинающегося экономического подъема. Глобализация неизбежно постучится в их двери, обернувшись конкуренцией на локальном уровне, поэтому предприятиям и ИТ-службам необходимо быть готовыми к цифровой трансформации бизнеса и активному внедрению инноваций. Для этого предстоит очень много потрудиться. В контексте ИТ-служб это означает ускоренную подготовку к инновационной роли и повышение уровня зрелости ИТ-инфраструктуры до динамического.