О том, как изменился ландшафт отечественного рынка коммуникационных сервисов и продуктов, какие требования и ожидания преобладают среди российских заказчиков инструментов для совместной работы, за счет чего корпоративным системам удается успешно конкурировать с популярными мессенджерами и сервисами видеоконференцсвязи, рассказывает Петр Щеглов, директор по продукту VK WorkSpace компании VK Tech.

— Как бы Вы характеризовали текущее состояние российского рынка и коммуникационных сервисов?

В целом рынок растет: компании все больше потребляют сервисы для взаимодействия в цифровой форме, стремясь повысить эффективность коммуникаций. Как следствие, наблюдается не только расширение возможностей «традиционных» продуктов, доступных российским организациям, но и создание новых. Например, появляются российские сервисы интерактивных онлайн-досок для совместной работы.

Замечу, что активный рост в сегменте коммуникаций начался еще в период пандемийных ограничений. Сейчас основным двигателем рынка является именно работа над повышением эффективности бизнеса.

Главным тектоническим сдвигом в структуре российского рынка, произошедшим за последние годы, стало изменение долей российских и иностранных поставщиков, причем это касается и облачных сервисов, и программных продуктов, разворачиваемых на инфраструктуре организаций-заказчиков.

— Повлияли ли коммуникационные сервисы на стиль и культуру совместной работы внутри российских организаций?

Безусловно, они ее изменили. Во-первых, новые коммуникационные сервисы существенно повысили скорость общения, предоставив возможность отказаться от других форм взаимодействия, в частности, от бумажных документов. Это очень серьезное, экономически значимое изменение: процессы ускоряются, при этом расходы на взаимодействие снижаются.

Электронные коммуникации стали уже естественной частью бизнеса. Если лет 15-20 назад мы радовались появлению, например, Skype — тогда такие сервисы казались нам удивительными, то сейчас мессенджеры, видеоконференцсвязь, электронная почта являются уже базовыми.

За последние годы произошли еще более существенные сдвиги в корпоративной культуре: даже очень консервативные организации со сложившимися бизнес-процессами оценили пользу одновременной совместной работы с документами и ее преимущество по сравнению с их традиционной передачей по цепочке согласований и правок. Сегодня не только коммерческие, но и очень многие государственные организации активно используют электронные сервисы коммуникаций.

— Импортозамещение в сфере ИТ дало возможность не просто заменить зарубежные продукты, а предложить нечто новое, чего не было у глобальных вендоров. Появилась ли такая возможность в сегменте коммуникационных сервисов?

Конечно. В первую очередь это возможности миграции с иностранных решений и сервисов на российские. Причем это касается не только переноса данных. Дело в том, что компании, которые долгое время пользуются определенным программным обеспечением, постепенно выстраивают вокруг него свои бизнес-процессы, нередко даже не замечая, что тот или иной процесс оптимизируется под конкретное ПО, становясь при этом менее гибким — он уже не перестраивается легко под новые программы.

А между тем, новые инструменты содержат новые возможности — те же эмодзи, например, или различные анимированные реакции, отражающие различные реакции на сообщения. Мы знаем примеры, когда компании используют такого рода реакции как форму подтверждения — прямо в мессенджере, не выходя за его рамки, — согласия или несогласия с документами. Вокруг новых возможностей и процессы выстраиваются по-новому. И сейчас, когда происходит активная замена программного обеспечения, возникает потребность в переносе нового стиля работы, обновленных процессов на новые коммуникационные платформы — и методологиями такого переноса обладают именно российские компании и разработчики.

— Есть ли в VK WorkSpace что-то новое по сравнению с западными сервисами и каков спрос на эти новинки?

Одна из важнейших вещей, которые мы предлагаем российским компаниям, — это выбор доступа к коммуникационным функциям: заказчики могут использовать облачные сервисы, или установить наше ПО с тем же набором функций на своей собственной инфраструктуре, или сделать ставку на хостинг, развернув наши сервисы в изолированном виртуальном пространстве на том оборудовании и на той платформе виртуализации, которую мы им предоставляем. Это уникальная возможность! Иностранные сервисы для коммуникаций были доступны исключительно из иностранной инфраструктуры. Да, отдельные производители предоставляли ПО для локального развертывания, но такого комплексного предложения, как у нас, с возможностью выбирать между облачной, локальной и хостинговой моделями, ни у кого из глобальных вендоров не было.

— Предлагает ли команда VK WorkSpace какую-то новую методологию или парадигму использования коммуникационных сервисов?

Да, мы делаем акцент на комплексном использовании всех каналов электронных коммуникаций — на таком кросс-сценарном их применении, когда в распоряжении заказчика имеется сразу несколько каналов коммуникаций, ориентированных на различные способы совместной работы. У нас есть мессенджер, подразумевающий синхронное взаимодействие, есть ВКС, обеспечивающая общение в реальном времени, и есть электронная почта — средство асинхронного взаимодействия, допускающее достаточно длинные паузы между ответами. Мы собрали эти сервисы в рамках единой платформы VK WorkSpace и реализовали различные сценарии сквозного взаимодействия между ними. Можно, например, находясь в чате, быстро назначить встречу всем его участникам — это очень удобно, потому что такая возможность позволяет быстро спланировать время. Можно, изучая письмо электронной почты, быстро создать чаты и перейти к его обсуждению вместо того, чтобы порождать цепочки новых писем, в которых каждый добавит по два своих слова, в результате чего командное обсуждение превратится в сущий кошмар. Мы делаем акцент на пересечение, стремимся к упрощению взаимодействия за счет сочетания разных способов коммуникаций в ходе решения одной задачи с помощью одного приложения.

— В какой плоскости сейчас развивается конкуренция в сегменте коммуникационных сервисов?

Текущая ситуация на рынке такова, что конкуренция развивается сразу по нескольким направлениям. Возможности продуктов растут, и мы, как и все, тоже стремимся развивать наши инструменты, повышающие эффективность работы пользователей, — это наша главная цель. В то же время нам по-прежнему необходимо рассказывать о себе рынку, поэтому мы инвестируем в маркетинг и продвижение. Также мы понимаем, насколько важна сегодня проработка методологии использования и миграции — и это еще одно направление, в которое мы инвестируем.

— Кто или что сейчас является главным соперником VK WorkSpace?

На мой взгляд, нашим главным соперником сегодня остается ранее внедренное иностранное программное обеспечение. Пока оно продолжает работать, многие заказчики откладывают решение о его замене. В результате на рынке формируется отложенный спрос. Он еще пока малозаметен, но рано или поздно компании подойдут к точке, когда использовать прежнее ПО уже будет нельзя — по причинам, связанным с информационной безопасностью либо из-за морального и технологического устаревания этого ПО в условиях, когда продолжать работу с западными вендорами уже невозможно.

— Насколько востребованы сейчас коммуникационные сервисы «все в одном»? И есть ли спрос на наборы из отдельных коммуникационных компонентов?

В целом мы наблюдаем спрос на то, чтобы максимальное количество функций было доступно комплексно. В сегменте локальных установок многие компании по-прежнему ищут отдельное программное обеспечение для охвата каждой функциональной области. Вместе с тем, крупный бизнес постепенно переходит к локальному развертыванию комплексных коммуникационных решений. Во всех сегментах и бизнес-пользователи, и службы ИТ, и ИБ тяготеют к тому, чтобы максимальное количество сервисов предоставлялось из одного приложения.

— Насколько универсальны имеющиеся на рынке коммуникационные сервисы? И есть ли сейчас спрос на их универсальность?

Он, безусловно, есть. Компании разного масштаба пользуются одним и тем же набором сервисов и хотят взаимодействовать друг с другом, хотят иметь возможность организовывать кросс-взаимодействие между независимыми друг от друга компаниями в рамках единой платформы. Это не только удобно, но и эффективно: применение одинаковых инструментов существенно упрощает и ускоряет работу над совместными проектами и документами.

— Удалось ли российским коммуникационным сервисам предложить эффективные инструменты для совместной работы с документами?

Нам это удалось точно. С 2024 года мы являемся технологическими партнерами с компанией Р7, ведущим российским разработчиком офисного программного обеспечения. В рамках нашего партнерства редакторы и другие инструменты «Р7-Офис» для совместной работы с документами доступны в составе VK WorkSpace. В наших облачных сервисах редакторы P7 предоставляются всем пользователям платных тарифов. Более того, этими редакторы доступны и пользователям сервисов VK соцсети «ВКонтакте» и почты Mail.ru, так что партнерское взаимодействие у нас максимально широкое. В случае локального развертывания наших решений в дата-центрах крупных заказчиков лицензии на Р7 приобретаются отдельно, тем не менее, возможность интеграции наших продуктов есть, и она активно используется.

— Какого рода организации вы рассматриваете в качестве целевых заказчиков продукта VK WorkSpace?

Наши решения универсальны, поэтому все компании могут пользоваться VK WorkSpace — от малых предприятий и небольших рабочих групп до корпораций. Мы в компании долгое время считали, что облачный вариант VK WorkSpace, скорее, соответствует специфике малого и среднего бизнеса, тогда как крупный бизнес, вероятнее всего, воспользуется локальным развертыванием наших решений. Однако, как показали итоги проведенного нами исследования, даже в сегменте крупного бизнеса имеется существенная доля компаний, которые используют именно облачные коммуникационные сервисы. Наша практика показывает, что крупный и даже очень крупный бизнес вполне готов пользоваться SaaS-продуктами для коммуникаций — такая схема устраивает и службы информационной безопасности, и ИТ-подразделения, и пользователей, поскольку избавляет службы ИТ и ИБ от решения инфраструктурных вопросов, не связанных с профильным бизнесом организации.

— Как в VK Tech относятся к фрагментарному, «лоскутному» использованию коммуникационных сервисов? Когда такой лоскутный подход может быть оправдан, а когда он, скорее, навредит организации-заказчику?

Как я уже отметил, компании в сегменте малого бизнеса делают однозначный выбор в пользу многофункциональных и интегрированных решений. В то же время крупные компании, как правило, тщательно оценивают каждый функциональный блок в отдельности, что тоже понятно: если раньше выбор фактически сводился к анализу предложения одного-двух вендоров, причем только иностранных, то сейчас во многих сегментах, в том числе коммуникационных, представлено по пять, десять, а иногда и по 15-20 российских разработчиков и продуктов разного уровня. С одной стороны, у заказчиков появляется соблазн повыбирать. С другой — в значительном числе компаний уже сделали ставку на того или иного игрока в определенной нише, быстро поменять его на другого не готовы и поэтому продолжают развивать свой ИТ-ландшафт на основе таких вот кубиков. Наша стратегия в отношении VK WorkSpace заключается в том, чтобы собрать вместе максимальное количество кубиков, которые позволят заказчикам получать максимум удобных сервисов в рамках единой лицензии, единого сервиса.

— Как считаете, стоит ли организациям бороться с использованием сторонних коммуникационных сервисов?

Это очень серьезный вопрос. Мы считаем, что, конечно, компаниям нужно переходить на понятное, осознанно выбранное решение и не продолжать применять то, что появилось стихийно в рамках «теневых» ИТ-сервисов, формируемых самими пользователями. Со своей стороны, мы делаем акцент на качество самого продукта и на его удобство для пользователей в расчете на то, что пользователям будет удобно взаимодействовать друг с другом и работать совместно именно через корпоративные средства коммуникаций.

Приведу пример. При добавлении нового сотрудника в информационную систему предприятия необходимо создать новый аккаунт в мессенджере и добавить его в чаты в соответствии с регламентами той оргструктуры, внутри которой ему предстоит работать, и в рамках той роли, которая этому сотруднику отводится. Информацию о новом сотруднике нужно взять из учетной системы и корпоративного каталога. Наш продукт VK WorkSpace делает это автоматически: сотрудник сразу погружается в нужный контекст, в специфическую область, добавляется в нужные чаты, и так далее. Обычный, «классический» мессенджер, ориентированный на частных пользователей, всего этого не делает, поэтому добавлять нового человека в чаты приходится вручную. И здесь неизбежны ситуации, когда кого-то куда-то забыли добавить, где-то что-то пропустили, и пр.

Вторая зона повышенного внимания — это, конечно, общение с контрагентами. Здесь мы делаем ставку на то, что чем больше будет пользователей у наших средств ВКС и мессенджера, тем шире сотрудники смогут взаимодействовать друг с другом. Поэтому мы предусмотрели, например, возможность гостевого доступа, встроив его в мобильные приложения ВКС, не полагаясь на браузеры, которые не знают специфику платформы, не учитывают возможности каналов связи и так далее. Да, эти мобильные приложения корпоративные, просто так их запустить невозможно, поскольку для доступа требуется логин и пароль, но если есть ссылка, которую прислал пользователь системы своему внешнему контрагенту, то этот контрагент по ссылке сможет попасть прямо в приложение и подключиться к конкретной конференции. Мы делаем акцент на такие вот простые, легкие формы, чтобы люди могли продуктивно взаимодействовать, оставаясь в корпоративном контуре, и не пытались создавать параллельные чаты в каких-то других мессенджерах.

— По каким направлениям следует ожидать развития коммуникационных сервисов в ближайшие годы?

В обозримом будущем развитие коммуникационных сервисов будет идти по нескольким ключевым направлениям.

Во-первых, продолжится интеграция различных каналов коммуникации в единые платформы, которые дают пользователям возможность работать с мессенджерами, почтой, видеоконференциями и IP-телефонией в рамках одного интерфейса без необходимости постоянного переключения между приложениями. Это создает единое информационное пространство с общей историей взаимодействий и позволяет легко переходить между разными форматами общения в зависимости от текущих задач. Унифицированная система уведомлений и управления статусами доступности сделает коммуникацию более эффективной и менее прерывистой.

Во-вторых, границы между средствами общения и инструментами для выполнения рабочих задач будут постепенно стираться, что позволит сотрудникам обсуждать проекты и задачи непосредственно в контексте работы с ними. Автоматизация рабочих процессов на основе коммуникационных событий упростит координацию команд, а привязка обсуждений к конкретным документам и проектам сделает взаимодействие более структурированным и результативным.

Третьим важным направлением будет работа над повышением уровня безопасности через внедрение многоуровневых систем защиты. Мы увидим усовершенствованные методы аутентификации, учитывающие контекст доступа пользователя, а также развитие технологий проактивного мониторинга для выявления подозрительной активности. Внимание будет уделяться и защите от специфических для коммуникационных сервисов атак, таких как фишинг и социнженерия, и реализации общих принципов кибербезопасности.

VK WorkSpace уже сегодня реализует многие из этих возможностей, предлагая защищенную среду с единым интерфейсом для коммуникаций и совместной работы, и продолжит развиваться в соответствии с этими тенденциями.