В X5 Group запущен продукт СоРilot X5, направленный на интеграцию генеративного ИИ в повседневные бизнес-процессы компании. Он обеспечивает сотрудникам доступ к передовым ИИ-моделям – ChatGPT, GigaChat, YandexGPT, Ai-Run X5 и др. – через веб-интерфейс. Основная цель – не только повышение эффективности работы и автоматизация рутинных задач, но и создание экосистемы для инноваций на основе ИИ. О реализации проекта рассказывает Тимур Будтуев, технический менеджер продуктов искусственного интеллекта X5 Tech, и номинант на премию Data Award.

- Как в X5 пришли к реализации этого проекта? Почему он стал необходим? Какие проблемы решали?

Запуск проекта CoPilot X5 стал логичным шагом в ответ на стремительно развивающийся мир генеративного ИИ. Осознавая, что современные ИИ-технологии можно сделать доступными каждому сотруднику без значительных инвестиций, мы решили использовать их для оптимизации рутинных процессов и поддержки технологического лидерства компании. Основной задачей стало устранение технологических барьеров, адаптация ИИ под наши бизнес-процессы и создание среды, способствующей инновационному развитию. Так мы заложили фундамент для цифровизации и повышения эффективности работы более 417 тыс. сотрудников Х5.

- Это была в большей степени инициатива сверху (попытка упорядочить партизанское использование ИИ) или снизу (потребность в повышении удобства и разнообразия инструментов для сотрудников)?

Инициатива зародилась снизу. В условиях бума генеративного ИИ мы в команде начали активно изучать возможности GPT и экспериментировать с ней в повседневных задачах. Убедившись, что применение ИИ значительно повышает эффективность работы – будь то коммуникация, поиск новых идей, работа с кодом или анализ информации – предложили распространять этот опыт по всей компании. Сначала запустив пилотный проект в своей команде, мы получили положительный отклик, после чего проект был запущен в сотрудничестве "Х5 Технологий" и департамента инноваций на всю компанию.

- Почему этот проект важен для компании?

Важна демократизация искусственного интеллекта. Все сотрудники X5 имеют удобный продукт для использования ИИ, без каких-либо технологических барьеров. Генеративный ИИ очень динамично развивается, и важно, чтобы наши сотрудники понимали эту технологию и – самое главное – умели применять в своих бизнес-задачах. А для самих сотрудников это снижение рутины, рост квалификации, высвобождение времени для творческих задач.

- Какие требования предъявлялись к создаваемому решению, какие принципы пытались соблюдать?

Разрабатываемое решение должно было отвечать ряду ключевых требований. Во-первых, скорость и качество обработки запросов – быстрая и точная реакция на запросы пользователей. Во-вторых, интеграция с бизнес-процессами, легкость встраивания в существующую инфраструктуру Х5. Третье требование – масштабируемость и гибкость, возможность оперативного добавления новых ИИ-моделей. Не менее важны надежность и безопасность. Необходима защита корпоративных данных с помощью встроенных модулей аутентификации, логирования и мониторинга. Наконец, удобство и прозрачность. Нужна простота использования и четкость процессов, что позволяет постоянно адаптироваться к изменениям в бизнес-среде.

- Что технически представляет собой СоРilot X5?

СоРilot X5 – это веб-приложение, реализованное с использованием современных микросервисных архитектур и API-интеграций. Оно объединяет в себе доступ к ряду генеративных ИИ-моделей – таких как ChatGPT, GigaChat, YandexGPT, Ai-Run X5 и др. – через единый интерфейс. Решение обеспечивает безопасное и быстрое взаимодействие с корпоративными данными, поддерживает масштабируемость и гибкость интеграции. СоРilot X5 включает модули аутентификации, логирования и мониторинга для эффективного управления запросами и постоянного совершенствования функционала. Веб-приложение удобно и понятно в использовании.

- Зачем в рамках СоРilot X5 такое разнообразие инструментов (ChatGPT, GigaChat, YandexGPT) со схожим функционалом? У каждой из моделей есть свои сильные стороны, или пытаетесь угодить всем пользователям?

У каждой модели действительно есть свои сильные и слабые стороны, а разнообразие моделей обеспечивает оптимальное выполнение задач в зависимости от конкретного запроса. Мы можем оперативно добавлять новые модели, которые появляются на рынке. В текущих реалиях, когда идет гонка между моделями, это делает наш продукт гибким.

Не стоит забывать, что мы создаем основу для развития инноваций, и тестирование разных моделей повышает грамотность наших сотрудников в этой области.

- Кто по статистике являются наиболее активными пользователями средств генеративного ИИ? Какие задачи они решают?

На ранних этапах основными пользователями были сотрудники ИТ (37%). Однако уже сейчас мы наблюдаем активный рост интереса со стороны других бизнес-направлений.

Самый популярный сценарий – это работа с ИТ-кодом: наши сотрудники могут генерировать код по описанию, оптимизировать его, создавать тестовые сценарии и готовить различного рода документацию. Также наш сервис часто применяют для создания контента. Он широко используется для генерации текстов и изображений – от статей и блогов до сценариев и рекламных материалов.

Также среди типичных сценариев можно упомянуть образование и обучение – подготовку учебных материалов и ответов на вопросы по различным предметам, генерацию идей – поиск новых творческих, нестандартных подходов к решению задач, а также помощь с Excel – создание формул и макросов.

- Чем можно особенно гордиться?

Мы уделяем большое внимание кастомизации: наше веб-приложение адаптировано под специфику Х5 с точки зрения внутренних процессов и необходимых данных. Для этого мы используем множество разнообразных данных, которые могут быть как загружены пользователями, так и уже существовать в рамках наших бизнес-процессов. При этом данные могут быть либо структурированными из корпоративных хранилищ и баз знаний, либо слабоструктурированными (изображения, аудиозаписи, отзывы, обращения и т.п.).

Нам удалось создать настоящую экосистему, в которой есть набор моделей, приложений и инструментов self-service для работы с ИИ, возможности для обучения и большое комьюнити сотрудников для помощи и обмена опытом использования CoPilot X5. Все это делает ИИ частью нашей корпоративной ДНК.

- Какие результаты достигнуты?

Сейчас CoPilot Х5 используют более 5 тыс. уникальных пользователей в месяц.

В рамках проекта мы развернули open source модели, которые позволяют работать с чувствительными данными. Разработали для наших сотрудников приложения, которые заточены под конкретное решение их задач: «Программист», «Транскрибация встреч», «Помощник по Excel», «Копирайтер», «Диктор», «Методист учебного контента», «Помощник с подготовкой требований в ИТ» и т. д.

Мы активно развиваем self-service – набор инструментов, который позволяет пользователям самостоятельно создавать приложения, базы знаний (RAG) и делиться ими с коллегами. У нас развито сообщество в Telegram, в котором более 1,7 тыс. сотрудников делятся опытом использования ИИ в работе и новостями из мира ИИ.

- Какое из упомянутых приложений на данный момент оказалось наиболее полезным?

Самое популярное приложение – это прямой доступ в ChatGPT (57% пользователей). Из адаптированных под Х5 очень популярно приложение «Помощник по Excel» в бизнес-подразделении «Поддержка бизнеса».

- Пытаетесь ли оценить достигнутый эффект в финансовом выражении?

Сейчас перед собой таких задач мы не ставим. Очень трудно оценить использование нашего инструмента в финансовом выражении, так как для каждого сотрудника эффект будет разным.

Мы стремимся к тому, чтобы число пользователей нашего инструмента выросло 25 тыс. сотрудников. И мы рассчитываем, что с его помощью мы поднимем эффективность рабочих процессов на 5-10%, а учитывая масштаб Х5 – это существенный эффект.

- Каково значение проекта для отрасли?

Кейс массового внедрения ИИ в компании с более 417 тыс. сотрудников интересен по определению. Очевидно, что внедрение ИИ в повседневную работу такого количества людей будет влиять и на индустрию в целом как за счет передачи опыта в рамках отраслевых мероприятий, так и в рамках ежедневной коммуникации с нашими партнерами.

- Каковы основные направления развития проекта?

Мы планируем интегрировать CoPilot в экосистему Х5 и запустить собственных ИИ-агентов для автоматизации специализированных задач. Также мы будем продолжать развивать self-service платформу, позволяющую сотрудникам самостоятельно создавать приложения и базы знаний. В дальнейших планах – создание внутреннего магазина приложений, разработанных сотрудниками. Это, в свою очередь, должно стимулировать развитие культуры инноваций внутри компании.