В чем заключаются преимущества гибридного облака? Как известно, оно объединяет в общую среду частные корпоративные и публичные облачные ресурсы, предоставляемые провайдером, позволяет забыть о рисках, связанных с недостатком собственных мощностей, и обеспечивает последовательное масштабирование. Таким образом, можно отметить, что гибридные облака не только помогают экономить немалые средства, но и ускоряют процессы цифровой трансформации бизнеса.
Решения компании IBM позволяют реализовать типовые способы переноса бизнес-приложений и процессов в гибридное облако — с этими задачами сталкиваются многие компании, независимо от масштаба и отраслевой принадлежности.
Автоматизация развертывания приложений
Современные приложения, как и процесс их развертывания, становятся сложнее день ото дня, а в случае комплексных приложений, содержащих несколько компонентов, требуется контролировать не только место назначения, но и версионность каждого компонента. При этом предприятия, особенно работающие в условиях жесткой конкуренции, должны быстро корректировать свою деятельность, а ИТ, со своей стороны, обязаны обеспечивать реализацию и поддержку этих изменений.
Гибридное облако является одним из наиболее перспективных и оптимальных вариантов развертывания приложений. Так, его публичная часть может быть использована в качестве дополнительной площадки в случае пиковых нагрузок, а частная — для размещения критически важных компонентов, баз данных и т. д.
Ручное развертывание программных сред уже не соответствует актуальным задачам бизнеса, поскольку осуществляется медленно и нередко приводит к ошибкам. Автоматизация помогла бы обеспечить управление программными средами и конфигурациями, а кроме того — прозрачность и наглядность каждого этапа процесса развертывания и внесения изменений, реализацию политик доступа для сотрудников, аудит, тиражирование всех процессов, установку предварительных условий для сред развертывания и т. д. Не менее важным является и оповещение о достигнутых результатах.
Все эти и многие другие возможности реализованы в решении компании IBM UrbanCode Deploy (IBM udeploy). В этом своеобразном визуальном редакторе все процессы развертывания можно сконструировать в виде схем, чтобы использовать их повторно, тиражировать и т. д. Наборы шагов автоматизации развертывания UrbanCode Deploy реализованы с помощью плагинов, которые заказчик может бесплатно загрузить с сайта продукта или создавать самостоятельно, а затем подключать именно те плагины, которые необходимы. Кроме того, процессы развертывания предлагается моделировать как для всего приложения, так и для его отдельных компонентов.
С помощью IBM udeploy можно построить так называемый конвейер развертывания. Эта схема функционирует следующим образом. Разработчики меняют программный код, происходит сборка новой версий, которая попадает в IBM udeploy для дальнейшего развертывания через различные тестовые среды в продуктив. Для каждой среды конфигурируются системные настройки и условия, аналогичные тем, в которых приложение будет работать уже в промышленной эксплуатации. Далее приложение подвергается комплексному тестированию и после успешного его завершения выпускается в промышленную эксплуатацию.
Благодаря плагинам, обеспечивающим интеграцию с различными средствами управления тестированием, таким, например, как IBM Rational Quality Manager, можно автоматически выполнить набор тестов. После успешного прохождения тестов версиям компонентов присваивается соответствующий статус и они могут быть перенесены в следующую среду. В отчете, формируемом по результатам развертывания, сообщается, сколько времени занял каждый этап и какие версии компонентов были развернуты.
Итак, IBM UrbanCode Deploy позволяет поддержать полный цикл разработки, тестирования и развертывания приложений, в том числе в частном облаке, базирующемся на платформе OpenStack, а также в гибридной облачной среде. При этом будут учтены все особенности рабочей среды приложения: инфраструктура, системное и промежуточное ПО. В дальнейшем организация сможет полностью управлять и контролировать рабочие нагрузки и жизненный цикл приложения, а при необходимости — быстро реализовывать все изменения.
Управление API
Методы взаимодействия компаний со своими клиентами за последние годы существенно изменились. К примеру, раньше для управления банковским счетом и проведения каких-либо операций клиент был вынужден посещать офис банка, затем появилась возможность часть таких операций осуществлять по телефону, а с появлением Интернета большинство его контактов с банком и другими поставщиками услуг перешли в онлайн. Сегодня, с наступлением эпохи Интернета вещей (IoT) коммуникации могут происходить вообще без участия человека. Так, «умные» холодильники способны сами заказывать продукты, а счетчики водоснабжения и электроэнергии — передавать показания и даже осуществлять оплату по ним при условии подключения функции автоплатежа с банковского счета.
Все это реализуется с помощью API (Application Programming Interface). API вполне можно назвать новым способом коммуникаций, позволяющим компаниям создавать инновационные бизнес-модели на основе существующих корпоративных активов и сервисов. Так, самый популярный сервис автомобильных пассажирских перевозок Uber, как известно, не располагает собственным автопарком и представляет собой взаимодействие трех API — локации водителя, локации клиента, а также платежного сервиса, списывающего деньги за осуществленные поездки. У самого крупного интернет-магазина Alibaba.com нет ни торговых площадок, ни складских помещений, а вся его работа с продавцами и покупателями тоже базируется на API.
С увеличением количества API и сервисов у компании появляется необходимость ими управлять. Кроме того, увеличивается и количество разработчиков и потребителей, использующих сервисы через API. Управление корпоративными API также можно осуществлять с помощью облачного сервиса. Жизненный цикл API достаточно сложный, и в его поддержку вовлечено множество специалистов, которые решают задачи по разработке приложения и интерфейса для общения с внешним миром, по управлению версиями, обеспечению безопасности и т. д. Кроме того, после предоставления API внешнему партнеру, желающему взаимодействовать с сервисом, необходимо получить техническую документацию, правила лицензирования и использования, чтобы облегчить и ускорить процесс потребления сервиса.
Для создания, запуска и управления корпоративными API предназначено еще одно решение компании IBM — API Connect. Оно состоит из нескольких ключевых компонентов. Ядром системы является API Gateway, предоставляющий внешним партнерам единую точку входа, а также отвечающий за безопасность и статистику использования сервисов. Уровнем выше находится компонент API Manager, который позволяет создавать API и документацию к ним, а затем публиковать их для внешних пользователей. На самом высоком уровне находится Developer Portal, работающий на основе открытой системы управления контентом Drupal. Он обеспечивает взаимодействие со сторонними разработчиками через Интернет и нередко содержит целый ряд дополнительных возможностей, в частности формы обратной связи, блоги и форумы. Можно создать несколько таких порталов, например для внешних и для внутренних разработчиков. Если использование API подразумевает монетизацию, она тоже настраивается с помощью компонента API Management.
Помимо этих «высокоуровневых» компонентов решение IBM API Connect включает и «низкоуровневые» — Developer Toolkit и Microservices Runtime, которые позволяют ускорить и упростить процесс разработки приложений и API (если их еще нет).
Как происходит взаимодействие сервисов компании с внешним миром при помощи IBM API Connect? Клиенты, среди которых могут быть как пользователи сервисов и партнеры компании, так и датчики Интернета вещей, контактируют с API через Интернет с помощью разнообразных протоколов. Для «толстых» клиентов это могут быть протоколы XML и SOAP, для мобильных устройств — различные веб-протоколы, для устройств Интернета вещей — специальные IoT-протоколы. Ядром решения является шлюз IBM DataPower Gateway — это единая точка входа для всех вышеуказанных потребителей сервисов. Шлюз принимает входящие соединения, обрабатывает их, выполняет задачи, связанные с безопасностью, трансформирует и распределяет по сервисам, находящимся во внутренней сети предприятия, причем он может это делать как напрямую, так и посредством интеграционной шины.
Прямо над шлюзом в качестве программной надстройки устанавливается решение IBM API Connect, в котором и происходит вся работа по созданию API и публикации API-продуктов. Взаимодействие с аппаратным шлюзом IBM DataPower Gateway осуществляется через сервисный XML management интерфейс. Помимо авторизации, аутентификации, проверки на безопасность и последующей маршрутизации входящих соединений, шлюз может выполнять балансировку нагрузки, если ему приходится обслуживать несколько экземпляров сервисов. При необходимости, получив ответ от сервиса, шлюз трансформирует сообщение, шифрует, подписывает, а затем отправляет клиенту.
Благодаря открытой архитектуре и поддержке всех распространенных протоколов взаимодействия система IBM API Connect может быть легко интегрирована в ИТ-инфраструктуру любого предприятия. Если же речь идет о продуктах компании IBM, таких как IBM Integration Bus и WebSphere Application Server, то возможна и «коробочная» интеграция.
Существуют три редакции IBM API Connect. Первая, Enterprise, включает в себя инструменты для построения сред высокой доступности между несколькими дата-центрами, полный набор функций по аналитике и безопасности, а также поддержку со стороны компании IBM. Вторая редакция, Professional, аналогична по возможностям, но имеет некоторые ограничения, и главное из них — невозможность создавать отказоустойчивые среды между несколькими дата-центрами. Третья, Essentials, абсолютно бесплатна для использования и рекомендована в качестве ознакомительной версии для изучения возможностей решения API Connect.
Решение может быть развернуто не только в дата-центре заказчика, но и в облаке с предоставлением доступа по подписке. При этом не накладываются ограничения на использование только облачной платформы от IBM.
Одним из наиболее интересных облачных проектов по использованию API Connect можно назвать разработку европейским автомобильным гигантом Peugeot-Citroen так называемых «подключенных» автомобилей, которые должны стать частью Интернета вещей. Они смогут обмениваться данными с дилерами, устройствами «умного» дома, информационными системами автопроизводителя и т.д.
Облачный редактор бизнес-процессов
Облачные решения приходят на помощь и при решении таких задач, как оптимизация и управление бизнес-процессами (BPM). В портфеле IBM присутствует SaaS-решение Blueworks Live. От других BPM-систем оно отличается простотой и удобством эксплуатации, а благодаря облачной архитектуре, не требует усилий по установке и развертыванию в корпоративном ИТ-ландшафте. Кроме того, встроенные в него средства коллективного взаимодействия можно использовать для привлечения так называемых бизнес-экспертов, знающих специфику работы компании изнутри и способных оказать помощь или дать нужную консультацию в сложных ситуациях.
Blueworks Live представляет собой интернет-портал, на котором заказчик может создать аккаунт и собственное рабочее пространство, где и будет храниться информация обо всех его бизнес-процессах, а также документация по ним. В отличие от BPM-систем, устанавливающихся на настольные ПК, при данном подходе исключаются накопление разнообразных систем («зоопарк») и конфликт версий бизнес-процессов, поскольку все изменения вносятся централизованно. При этом поддерживаются поиск и каталогизация всех бизнес-процессов. Пользователь получает наглядное представление обо всех изменениях.
Конструирование бизнес-процессов в Blueworks Live осуществляется с помощью нотации BPMN 2.0, которая становится промышленным стандартом в области управления бизнес-процессами.
Для улучшения уже существующих бизнес-процессов Blueworks Live позволяет описывать максимально широкий набор их характеристик с помощью стандартных атрибутов, добавлять собственные пользовательские свойства для описания подробностей, относящихся к конкретной компании, а также анализировать, визуализировать и сравнивать показатели процесса и сведения о нем.
Одной из сильных сторон решения Blueworks Live можно назвать продвинутые инструменты для совместной работы. Так, поддерживаются динамические изменения при коллективном редактировании бизнес-процесса: каждый участник в реальном времени видит изменения, внесенные его коллегами, и получает уведомления о таких изменениях. Все результаты автоматически сохраняются с созданием резервной копии и возможностью последующего восстановления. В режиме комментариев можно задавать вопросы и обмениваться идеями с коллегами и бизнес-экспертами. Очень просто и удобно организован механизм приглашения новых участников с присвоением им соответствующих полномочий. Динамически обновляемое общее хранилище моделей бизнес-процессов позволяет всем заинтересованным лицам получить доступ к актуальным версиям.
Бизнес-процессы можно не только создавать в Blueworks Live, но и импортировать их в редактор, даже если они сконструированы в другом формате, например в Microsoft Visio. Разумеется, предусмотрены и интеграционные возможности, прежде всего по совместной работе с IBM Business Process Manager. Оба решения отлично дополняют друг друга. Первое обладает широкой функциональностью по созданию, редактированию и хранению моделей бизнес-процессов, а второе позволяет управлять ими и контролировать их исполнение.
В заключение отметим, что Blueworks Live надежно работает в любом облаке — не только в гибридном, но и публичном и частном, а также на выделенных серверах заказчика.