Вхождение общества в цифровую экономику радикально изменило восприятие власти и ожидания граждан. Они сводятся к тому, что большинство государственных услуг должны предоставляться в электронной форме на портале госуслуг и практически мгновенно. Видя запросы и потребности государственных учреждений, можно констатировать, что все они постепенно идут в XXI век. Госорганы стремятся повернуться лицом к людям и сделать сервисы максимально удобными.
Татьяна Казимова, директор департамента аналитики тестирования и документирования компании RedSys |
Развитие информационных систем направлено на поддержку этих инициатив. Учреждениям необходимо не просто располагать всеобъемлющей и достоверной информацией, но и уметь быстро доставлять ее заинтересованным лицам. Им приходится применять современные технологии, а производители, помогая им, предлагают не только проверенные продукты, но иногда и инновационные разработки, которые приходится «тестировать в бою».
Несколько лет назад при реализации проектов в госсекторе речь шла главным образом об автоматизации учетных функций, ведении реестров. Сейчас же учетные задачи практически везде решены и усилия в большей степени направлены на предоставление информации в рамках тех или иных процессов и услуг.
Важно подчеркнуть: отношение к ИТ радикально изменилось – госорганы осознали, что применение информационных систем стало неизбежным. Отчасти это обусловлено и сменой поколений: приход относительно молодых управленцев, готовых развиваться, – уже реальность. Появление новых динамичных и амбициозных сил – очень большой плюс.
Отраслевые особенности проектов
Стоит отметить, что работа с государственными организациями имеет свою отраслевую специфику и для системного интегратора представляет больше рисков.
Реализация проекта в бизнес-сегменте всегда идет динамично, компания заинтересована в оперативном завершении проекта – ведь это упирается в ее деньги. Бизнес четко знает, что ему нужно и к какому числу.
Государственные структуры более пассивны, для них характерно весьма долгое согласование. Точка принятия решения, четко определенная в бизнесе, в госсекторе размыта, что не только затягивает сроки, но и ведет к небольшим, но многократным изменениям в заданиях.
Кроме того, чиновники воспринимают ИТ-проекты как нечто второстепенное и относятся к ним без энтузиазма. Прямого сопротивления нет, они признают необходимость построения системы, но усилий для этого прикладывать не желают. Тяжело найти соисполнителя, входящего в проектную команду со стороны заказчика и искренне заинтересованного в проекте.
Такие особенности предопределяют повышенные требования к интегратору: адекватная скорость реализации проекта возможна лишь при очень высокой зрелости команды разработчика. Кроме того, неотъемлемой частью проектной деятельности является тщательное документирование поставляемых решений. «Отчуждение программного продукта», то есть использование проектного решения заказчиком самостоятельно, без команды разработчика, можно считать успешным результатом проекта.
Комплексный подход
На первых порах в RedSys ориентировались на внедрение тиражируемых решений, но практика показала, что заказная разработка до сих пор остается весьма востребованной. При этом вовсе не обязательно вся архитектура должна быть разработана с нуля – это дорого и далеко не всегда необходимо. Например, если возможности «1С» соответствуют требованиям бухгалтерии, то зачем изобретать велосипед, предлагая разрабатывать новый программный продукт? То же самое относится к облачным технологиям: если это оправданно по финансам, качеству и возможности использования – почему бы и нет? Мы работаем с облачными решениями и часто предлагаем их заказчикам.
RedSys поддерживает вариант создания комплексных информационных систем, где комбинируются различные части – как коробочные решения, так и заказные разработки. Создание такой системы можно сравнить со сборкой пазла – построением законченного решения из различных компонентов, иногда на разных платформах, с попутным решением вопросов интеграции. То, что в составе системы используется как ручная разработка, так и тиражные решения, помимо экономического фактора, имеет и еще одно преимущество – заменяемость ее компонентов. При появлении более эффективного решения систему не потребуется переделывать полностью.
Выбор платформ
На рынок госсектора уже давно вышли SAP, Oracle и другие гранды, и спустя годы их платформы показывают себя стабильными. Именно это предопределяет доверие к ним. Надо подчеркнуть, что в госсекторе весьма востребованы отечественные решения, но их крайне мало! Пока явно не хватает российских разработок, способных массово привлечь симпатии заказчиков. Именно поэтому в последнее время стала вдвойне актуальной заказная разработка на открытых платформах.
При этом нельзя сказать, что отечественные продукты напрямую конкурируют с заказными разработками – скорее, они сейчас друг друга дополняют. Надо понимать, что Open Source – это не решение в чистом виде, а платформы для дальнейшей разработки.
В RedSys сильная команда заказной разработки. Везде, где это оправданно, мы используем открытые платформы и предлагаем этот подход заказчику. Понятно, что вместо зависимости от вендора это порождает зависимость от команды разработчиков. «Не разбежится ли команда в ходе проекта?» и «Кто потом все это будет поддерживать?» – вот два ключевых вопроса, задаваемых заказчиками.
Если раньше в первую очередь выбирался исполнитель – стабильный, с «погонами» в виде реализованных проектов, – то теперь заказчик все чаще оценивает, во что ему обойдется обслуживание системы. Стоимость поддержки постепенно стала одним из ключевых критериев выбора, и когда очередной разработчик предлагает использовать одну из открытых платформ, у него обязательно поинтересуются будущим создаваемой системы. Предлагая конечное решение на базе Open Source, всегда приходится объяснять, почему используются те или иные платформы. Их использование тоже надо «продать», показав их преимущества и варианты решения потенциальных проблем.
Главным преимуществом открытых платформ является стоимость созданного решения – этот аргумент понятен любому заказчику. Однако в ряде случаев есть и преимущества перед коммерческими продуктами, по которым сложно найти специалистов. Мы стараемся честно давать заказчикам картину рисков, хотя и понимаем, что это повлияет на принятие решения. Надо сказать, что гораздо чаще заказчик смотрит не на платформу, а на надежность исполнителя: принимая решение, заказчик либо доверяет интегратору, либо нет.
Дело в доверии
Каковы же требования госорганов к партнерам? Помимо знания той предметной области, в которой ведется работа, приветствуется наличие уже выполненных проектов, а также успешный опыт совместной работы. К новому заказчику войти тяжело, так как доверие играет важнейшую роль.
Тем не менее в конкурсах побеждают не красивые глаза и крепкие рукопожатия, а аргументы, изложенные на бумаге, показывающие опыт и компетенции компании. Иногда требуется пофамильно указать специалистов, участвующих в проекте. Заказчик таким образом минимизирует свои риски, получая наиболее квалифицированных экспертов.
Имеет значение и качество подачи материала. По мере наработки опыта мы стали к технико-экономическому предложению прикладывать примеры технического задания, отвечающего требованиям заказчика. Это позволяет показать, насколько правильно мы поняли проблему и как глубоко разбираемся в предметной области.
Дальнейшее развитие ИТ-проектов в госсекторе будет направлено на обмен информацией между учреждениями для выполнения их функций и предоставление гражданам требуемой информации быстро и в срок. Это обусловит стабильный спрос на интеграционные проекты.
Кроме того, при сохранении нынешних тенденций импортозамещение будет играть все большую роль. Его реализация на практике способна дать мощный толчок российскому ИТ-рынку в целом.