На конференции по вопросам развития Индустриального интернета, организованной в апреле «Ростелекомом», представители Минпромторга России объявили, что при правительстве действует отдельная межведомственная рабочая группа, которая разрабатывает дорожную карту Интернета вещей. В нее входит восемь подгрупп, в том числе подгруппы «Интернет + город», «Интернет + суверенитет» и ряд других, охватывающих и вопросы цифровизации производств. Этот документ может стать основной для формирования государственной политики в области Интернета вещей. С группой активно сотрудничает Фонд развития интернет-инициатив. О том, для чего нужна разрабатываемая дорожная карта и какой она может быть, рассказывает заместитель директора ФРИИ по технологическому развитию Сергей Алимбеков.
- Каковы главные предпосылки для появления дорожной карты в России?
Сергей Алимбеков: «Бизнес повсеместно использует проникновение Интернета для построения более эффективных производственных и сервисных моделей» |
Одна из уставных задач фонда заключается в развитии экосистемы интернет-предпринимательства в РФ и связывании стартапов с большим бизнесом. В ходе решения этой задачи мы обратили внимание на крайне низкий уровень развития производительности и конкурентоспособности на российских предприятиях. С другой стороны, изучая международные технологические тренды, можно было заметить, что бизнес повсеместно использует все большее проникновение Интернета для построения более эффективных производственных и сервисных моделей, то есть кратно наращивает производительность за счет связывания в сеть своей инфраструктуры. В прессе говорят о наступлении эпохи Интернета вещей, но в случае с производством речь, скорее, идет о внедрении Индустриального интернета. Эта тенденция является продолжением проникновения Интернета в такие отрасли экономики, как телеком, медиа, торговля. Объединив эти два взгляда, можно предположить, что помочь России с повышением производительности, а значит и конкурентоспособности экономики, может цифровизация ключевых отраслей, соединение в сеть и применение сетевых моделей с целью более эффективного управления. Дорожная карта Интернета вещей – это первый шаг такой цифровизации.
- Что ФРИИ предлагает обязательно включить в этот документ?
Для начала следует прояснить архитектуру экосистемы Интернета вещей. Она простая: датчики и устройства, платформа управления и обработки данных, приложения. В процессе анализа мы выявили различные барьеры для развития этих элементов. Поэтому в качестве обязательных мы предлагаем рассмотреть следующие вопросы: разработка требований к платформам Интернета вещей, разработка требований к развитию микроэлектроники, разработка отечественных стандартов и гармонизация их с международными, приведение в порядок частотного спектра, особое внимание уделить вопросам безопасности.
- Как дорожная карта поможет руководителям ИТ-департаментов российских предприятий в цифровой трансформации?
Конечно, дорожная карта не станет руководящим документом для бизнеса, однако она поможет понять и оценить направления и приоритеты развития отрасли. Даст возможность уже сейчас запланировать внутрикорпоративные мероприятия, которые, в свою очередь, позволят увеличить выручку, сократить затраты или повысить эффективность производственных процессов предприятий.