Генеральный директор Apple Тим Кук опубликовал в Twitter снимок своей встречи с президентом Didi Chuxing Джин Лю, показав тем самым, что его компания готова выстраивать новые отношения с крупнейшим в Китае сервисом такси.
Инвестиции в 1 млрд долл. в Didi, анонсированные на прошлой неделе, могут стать предвестником налаживания долгосрочных связей, которые, по мнению некоторых аналитиков, приведут к установлению партнерских взаимоотношений между американской компанией и китайским сервисом перевозок. При этом они не будут ограничиваться только программным обеспечением или построением новых сервисов, но охватят и совместную разработку самодвижущихся автомобилей.
Apple, однако, столкнулась в Китае с целым рядом трудностей. В прошлом квартале ее доходы в стране, являющейся вторым по величине рынком для американского производителя, сократились на 11% на фоне замедления темпов продаж смартфонов в Китае.
Компания испытывает и давление со стороны регулирующих органов. Государственное управление по делам печати, публикаций, радио, кино и телевидения обязало Apple закрыть в стране сервисы iBooks Store и iTunes Movies уже через полгода после их запуска. Растут опасения и в отношении дальнейшего ужесточения правил и введения цензуры, ограничивающей свободу интернет-сервисов.
Инвестиции в Did скорее всего связаны с новыми инициативами китайского правительства, настойчиво призывающего американские технологические компании инвестировать в местные предприятия и сумевшего добиться здесь немалых успехов. Ведущие ИТ-компании (Hewlett Packard Enterprise, AMD и Intel) стремятся установить партнерские отношения с местными фирмами, чтобы упростить себе выход на китайский рынок. В феврале Apple совместно с сетью банковских карт China UnionPay запустила сервис Apple Pay в сегменте, где уже присутствуют мощные игроки, в том числе Alipay.
«Пока неясно, запланирована ли у Кука встреча с регуляторами, – заметил вице-президент исследовательской компании IDC по устройствам Брайан Ма. – Как бы то ни было, для нынешнего визита есть множество причин, особенно с точки зрения налаживания взаимоотношений не только с регуляторами, но прежде всего с местными потребителями и разработчиками».
В магазине Apple в Пекине Кук посетил организованный Лю семинар, на котором присутствовали некоторые разработчики наиболее популярных китайских приложений.
Цель визита Кука в Китай в Apple не комментируют. Ничего не говорится и о том, будут ли при этом подниматься вопросы, связанные с iBooks Store и iTunes Movies.
«Вероятно, Кук посылает акционерам сигнал о том, какой высокий потенциал он видит в Китае, демонстрируя оптимизм и уверенность несмотря на все вопросы, связанные с замедлением роста в стране, – указал Ма. – Инвестиции в Didi Chuxing подтверждают это, а нынешний визит позволит Куку поближе познакомиться с командой китайского агрегатора».
Генеральный директор Apple действительно говорил, что видит для своей компании большой потенциал в китайском рынке. В недавнем интервью Джиму Крамеру в программе CNBC «Бешеные деньги» Кук утверждал, что численность среднего класса в Китае в ближайшие пять лет увеличится с нынешних 50 млн до 500 млн человек. «Это беспрецедентный рост среднего класса, – добавил он. – И разве можно не испытывать оптимизм, глядя на такие цифры?»
Между тем, местные производители Huawei, Vivo и Oppo все чаще пытаются вторгаться в сегмент дорогостоящих продуктов, который ранее Samsung и Apple считали своей вотчиной. Продажи смартфонов в Китае за год выросли на 2%, превысив в первом квартале 105 млн единиц, а в первую пятерку их поставщиков вошли Huawei, Vivo, Xiaomi, Oppo и Apple. Продажи Apple iPhone по сравнению с предыдущим годом увеличились на 15%, в то время как лидер рынка Huawei продемонстрировал рост на уровне 48%.
В ходе своего визита в Китай помимо наведения мостов с Didi и налаживанием отношений с правительством Кук скорее всего старается оценить новые возможности для своей компании в условиях растущей конкуренции со стороны местных производителей и прежде всего Huawei. А формирование партнерских связей позволит выстроить экосистему приложений и сервисов, которая поможет Apple укрепить свое положение на рынке.