Таковы результаты опроса 107 руководителей крупнейших российских компаний, проведенного PricewaterhouseCoopers в 2015 году. Под технологическим прогрессом в исследовании подразумевалась скорость изменения бизнес-моделей компаний под воздействием технологий. «Сейчас главный фактор успеха – это скорость реагирования. Для бизнеса это скорость трансформации бизнеса», – отметил Герман Греф, председатель правления Сбербанка, в интервью PwC.
Определение рисков, возникающих вследствие технологического прогресса, и управление ими – приоритет для почти половины генеральных директоров, и 45% считают приоритетным наличие качественной инфраструктуры, включая цифровую. Как сообщил Игорь Лотаков, управляющий партнер PwC в России, вопросов о конкретных технологических приоритетах участникам опроса не задавали, тем не менее в их ответах прозвучали слова о важности для бизнеса трех ключевых направлений: мобильного Интернета, анализа Больших Данных и кибербезопасности. Технологии лежат в основе изменения поведения покупателей и покупательной способности. «В результате развития технологий меняется и наш клиент, он становится все более мобильным и требует большего объема качественной информации. Клиент диктует, как мы должны измениться, чтобы он продолжал оставаться с нами», – сказал Рубен Аганбегян, генеральный директор корпорации «Открытие Холдинг».
Мобильные технологии и, в частности, социальные сети стали основными способами получения информации, а также приобретения товаров и услуг. Все больше людей имеют доступ к деятельности компаний и оказывают влияние на них. Как видно на примере Uber и Alibaba, мобильный Интернет вытесняет неэффективные производственные мощности. «Какую бы отрасль мы ни взяли, технологии, и особенно мобильный Интернет, будут менять способ организации бизнеса», – заметил Лотаков. А значит, компаниям предстоит не только оптимизировать затраты, но и совершенствовать бизнес-модель.
Между тем 64% руководители компаний намерены ответить на растущие по экспоненте геополитические, технологические и регуляторные риски в первую очередь сокращением операционных расходов. Вступить в новые стратегические альянсы или совместные предприятия, найти новых партнеров или новые источники доходов собираются 43% опрошенных. Кроме того, около трети руководителей планируют передать отдельные бизнес-процессы или функции на аутсорсинг (27%). По мнению некоторых российских генеральных директоров, кризис создает отличную мотивацию для изменений в бизнесе и оптимизации структуры затрат компании.
Главная головная боль для руководителей — дефицит высококвалифицированной рабочей силы. Самым актуальным бизнес-риском ее признали 79% опрошенных в России. Также 70% директоров беспокоит взяточничество и коррупция, и 69% – неготовность к принятию мер в случае кризисной ситуации. Доля компаний, старающихся сохранить персонал, увеличилась с 34% в 2014 году до 50% в 2016 году. Обладание высококвалифицированным персоналом считают приоритетной задачей 79% директоров.
«В то же время мы не видим достаточной системной работы по реорганизации управления компаниями», – заметил Лотаков. По его словам, адаптивные способности вертикально выстроенных компаний довольно слабы, они сокращают затраты на персонал, оставив без изменения бизнес-модель, пытаются оптимизировать то, что есть, вместо того чтобы подумать о чем-то новом.
Угрозой номер один в 2016 году 92% опрошенных назвали волатильность валютного курса, на втором месте оказалась госполитика по предотвращению бюджетного дефицита и долговой нагрузки, усложняющая работу бизнеса (86%), на третьем – геополитическая нестабильность (84%).
При этом уровень оптимизма российских руководителей довольно высок: 74% опрошенных уверены в росте выручки компании в трехлетней перспективе, а более половины – уже в текущем году.