Компания Wal-Mart разработала для магазинов своей сети собственную технологию мобильных платежей, которая доступна любому владельцу телефона iOS или Android и поддерживает все наиболее распространенные кредитные и дебетовые карты.
При расчете на кассе камера смартфона сканирует на терминале QR-код, после чего доработанное мобильное приложение Wal-Mart производит оплату. Сейчас мобильное приложение уже используют при совершении электронных покупок 22 млн клиентов компании. Оно позволяет получать информацию о скидках и оформлять заказы, которые можно забрать в ближайшем магазине.
«Без всякого сомнения, появление Walmart Pay стало стратегическим шагом и еще более усилит крупнейшего в мире ретейлера в противостоянии с конкурентами, – отметила аналитик компании 451 Research Джордан Макки. – Wal-Mart обращается к армии пользователей своих мобильных приложений, чтобы получить дополнительный выигрыш от и без того ценной аудитории».
Технология использования QR-кода Wal-Mart работает аналогично считыванию QR-кода при совершении платежа с карты Starbucks. Правда, в Starbucks покупатели получают при этом еще и дополнительные бонусы. В свою очередь, системы Apple Pay и Google Pay используют технологию ближнего радиуса действия (Near-Field Communication, NFC), а Samsung Pay – NFC и магнитные считыватели Loop Pay.
«Главное отличие между системами Starbucks и Walmart Pay определяется бизнес-моделью использования схожих технологий, – указала аналитик Gartner Пенни Гиллеспи. – У Starbucks она обеспечивает совершение платежей и направлена на повышение лояльности клиентов, а Wal-Mart предоставляет покупателям в своих магазинах альтернативный и все более популярный способ оплаты».
И хотя Wal-Mart уже удалось обойти по мобильным платежам многие другие розничные сети, система Walmart Pay в своем нынешнем состоянии еще недостаточно проработана. Мало внимания уделяется повышению лояльности покупателей и не достаточен спектр услуг, на которые могли бы рассчитывать мобильные клиенты.
При совершении платежей в Starbucks, например, клиенты получают дополнительные бонусы и даже бесплатный кофе в день рождения.
«В своем нынешнем виде Walmart Pay требует дальнейших улучшений, – добавила Макки. – В Walmart Pay необходимо реализовать программу повышения лояльности клиентов, интегрировать поддержку бонусов и купонов. Впрочем, эти функции скорее всего появятся уже в следующем году, по мере расширения базы мобильных пользователей».
В предлагаемом компанией видео показано, как можно посредством приложения оформлять заказы, составлять список покупок, хранить кассовые чеки и использовать подарочные карты.
Система Walmart Pay предлагает новые способы оплаты приобретенных в магазине товаров. Существующее приложение позволяет заказывать продукты через Интернет и забирать их в ближайшем магазине в тот же день (при их наличии) или сразу после доставки.
На начальном этапе Walmart Pay решено опробовать в ограниченном масштабе в период рождественских распродаж. (Показательно, что, по сообщению компании, объемы продаж через существующее мобильное приложение в канун Дня благодарения удвоились по сравнению с результатами годичной давности.)
Представитель пресс-службы Wal-Mart Молли Блейкман заявила, что в настоящее время система Walmart Pay развернута в нескольких магазинах на северо-востоке штата Арканзас, а через полгода охватит уже 4600 магазинов на всей территории США.
Walmart продолжит участвовать в консорциуме предприятий розничной торговли MCX и будет внедрять платежное приложение CurrentC, использующее QR-коды, в нескольких своих магазинах в Коламбусе. По словам Блейкман, CurrentC может стать неплохим дополнением к Walmart Pay. Обсуждается и интеграция в Walmart Pay других платежных сервисов, например, Chase Pay.
Шансы на успех консорциума MCX, образованного в 2012 году, Гиллеспи оценивает как 50 на 50. Продукты для совершения мобильных платежей при помощи CurrentC внедряются слишком медленно. Сроки выхода на рынок неоправданно затягиваются, и MCX рискует просто потерять свою актуальность.
Walmart Pay же позволит Wal-Mart продвинуться вперед, поскольку компании не придется ждать, пока CurrentC завоюет рынок.
«Наступают критическая пора для внедрения систем мобильных платежей, а окно возможностей, позволяющее ретейлерам изменить поведение клиентов, весьма ограничено, – указала Макки. – Wal-Mart и другие компании понимают, что промедление здесь грозит опозданием. Ретейлеры пытаются вырабатывать согласованные мобильные стратегии, которые помогли бы им укрепить отношения с клиентами».
Что касается ставки Wal-Mart на QR-коды, а не на NFC, то отчасти в этом виновата компания Apple, заблокировавшая разработчикам прямой доступ к технологии NFC на устройствах iOS. Использовать NFC на iPhone можно только через приложение Apple Pay, тогда как разработчики приложений для Android свободно встраивают средства поддержки NFC в свое программное обеспечение.
«Альтернативы NFC (например, QR-коды) будут рассматриваться в первую очередь до тех пор, пока Apple не прекратит блокировать доступ к стеку NFC на устройствах iOS», – подчеркнула Макки.