В сентябре «Российская венчурная компания» объявила о том, что ведет проект по изучению российских молодежных технологических кружков, и о том, что к этой инициативе присоединяется корпорация Intel (см. «Российские «самоделкины» заинтересовали Intel и РВК» , Computerworld Россия, № 19, 2015). Результаты исследования было обещано опубликовать в декабре, и действительно, под лозунгом «Лучший способ предсказать будущее — создать его», компания представила картину различных аспектов жизни отечественного движения «Сделай сам», в том числе в сравнении с положением зарубежного аналога Do-It-Yourself, DIY.
Партнерами проекта стали компания Deloitte, сравнивавшая положение дел в России и других странах, Центр исследований государственного управления Европейского университета в Санкт-Петербурге (изучал социальный портрет участников), интернет-проекты Habrahabr (создавал реестр онлайн-сообществ) и Edutainme (изучал школьные кружки и системы получения дополнительного образования).
Армия «самоделкиных» во всем мире стремительно растет. Так, по данным Deloitte, число сообществ разного вида увеличилось с 2013 года в два с половиной раза, и сейчас в мире насчитывается 1,2 тыс. сообществ энтузиастов и 3 тыс. лабораторий цифрового прототипирования. В России, как обнаружили в Deloitte,19 лабораторий и полсотни центров молодежного творчества (в основном специализирующихся на разработке ПО).
В США, Китае и Финляндии (в Deloitte взяли эти страны за точки отсчета) существуют программы господдержки молодых инноваторов, в Америке их даже принимают в Белом доме. Свой вклад в программу вносят и ряд крупнейших компаний как из ИТ-индустрии (Microsoft, Facebook, Google), так и из других отраслей (Ford, Tesla Motors, Local Motors).
Исследования Европейского университета особых открытий не содержат. То, что «модель организации зависит от видения лидера», или что «наличие у лидера широкого спектра технических компетенций способствует созданию площадки как пространства обмена знаниями», вряд ли удивительно, сколь бы научным языком не излагалось. Равно неудивительны, хотя и разнообразны причины, мешающие изобретать: одним — то, что «в России... очень сложно», другим — что «нет компетенций выбрать идею». То, что мейкерством занимаются в основном мужчины, а роль 18% женщин большей частью «присмотр за оборудованием, PR и маркетинг», тоже вполне ожидаемо. Равно как и преобладание «технарей» (95%) над «гуманитариями».
Всего, по подсчетам Edutainme, в 2014 году в работе 31 тыс. кружков технического творчества участвовали почти 440 тыс. школьников. Для сравнения: занимались «искусством» и «спортом» 3,3 млн и 3 млн человек в 180 тыс. и 150 тыс. кружках соответственно. Согласно опросу, 9% школьников занимаются программированием, 8% — техникой и моделированием, 6% — исследовательской деятельностью. Этот результат не хуже того, что был у их родителей, 10% из которых ходили в соответствующие кружки.
В 77 онлайновых и офлайновых сообществах, реестр которых вел Habrahabr, — 450 тыс. Интересно, что онлайновые группы довольно разобщены: 94% их участников состоят лишь в одном сообществе. Да и друзей, даже в социальной сети «ВКонтакте», названной «основной площадкой коммуникаций», у них негусто. Что, в общем, тоже совсем неудивительно.
Рецепты поднятия престижа технических кружков, предложенные участниками исследования, тоже неоригинальны, но ничего нового изобрести в этой области, пожалуй, и невозможно. Надо налаживать взаимовыгодные рабочие контакты с администрацией населенных пунктов, вузов и предприятий (а также наладить «внутривидовую» кооперацию), больше внимания уделять пропаганде интеллектуально здорового образа жизни, как через «обычные» СМИ, так и в Интернете. И конечно, воздействовать на родителей: как бы то ни было, их мнение может сыграть решающую роль.