На предприятиях привыкли страховаться от стандартных рисков, типичных для логистических процессов, однако редко кто защищается от разовых чрезвычайных ситуаций, крайне маловероятных, но способных полностью подорвать бизнес. Такие события стали называть «черными лебедями». (Одноименная теория рассматривает труднопрогнозируемые и редкие события, влекущие за собой значительные последствия. Автор теории — Нассим Николас Талеб, изложивший ее в своей книге «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости». До конца XVII века считалось, что лебеди бывают только белыми, однако голландская экспедиция обнаружила в Австралии популяцию черных лебедей. Метафору «черный лебедь» начали использовать, чтобы обозначить события, которые считаются невероятными, но которые тем не менее происходят. — Прим. ред.)
Об опасности «черных лебедей» в недавней публикации в Wall Street Journal говорит и Йосси Шеффи, профессор Массачусетского технологического института, директор центра транспортировок и логистики МТИ.
«События, происходящие крайне редко, но сеющие настоящий хаос, — самая опасная угроза корпоративному здоровью», — подчеркивает Шеффи.
К числу подобных событий относятся не только непредвиденные катастрофы вроде урагана Катрина, взрыва нефтедобывающей платформы BP Horizon, террористических актов 9 сентября 2001 года и цунами в Японии 2011 года, но и, к примеру, скандал с фальсификацией результатов контроля выхлопа Volkswagen.
Теорию труднопрогнозируемых и редких событий, которые имеют значительные последствия, ее автор Нассим Николас Талеб изложил в своей книге «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости» |
Большинство процедур планирования рисков ориентированы на относительно частые события, наподобие погодного ненастья. Экстремальные же происшествия, которые считаются чрезвычайно маловероятными, чтобы о них беспокоиться, игнорируются, пишет Шеффи.
Но хотя вероятность их низка, она далеко не пренебрежимо малая. История доказала это уже много раз.
«Черных лебедей никогда не ждут, — указывает Шеффи. — Но существует масса примеров, когда маловероятные события происходили и серьезно подрывали налаженный бизнес. Люди не верят, что нечто такое может случиться, но жизнь снова и снова доказывает обратное».
Сегодня появляется все больше программных решений для управления рисками цепочек поставок, отметил он. В частности, такие продукты предлагают компании, специализирующиеся в этой области, — Resilinc и Elementum, а также крупные ИТ-вендоры, включая IBM, SAP и Cisco.
Но учесть абсолютно все невозможно. У крупного предприятия могут быть тысячи поставщиков, и у каждого из них в свою очередь могут быть свои поставщики. С подобным количеством подвижных частей контроль над всеми звеньями, по которым способно ударить чрезвычайное событие, может быть непростым.
Чтобы оценить потенциальное влияние катастрофического события, нужно пройтись по перечню материалов для каждого выпускаемого компанией продукта, обращая внимание не только на основных поставщиков, но и на второстепенных. «Нередко в расчет берут только центральный офис, а ведь заводы могут быть совсем в другом месте», — добавляет Шеффи.
Когда происходит «черный лебедь», нужно быстро определить, какие продукты затронуты, кто из клиентов ими пользуется и насколько они ценны для компании. Большое значение имеет местонахождение заводов и уровни запасов. Собрав необходимую информацию, можно будет решить, где лучше сосредоточить восстановительные усилия. Но автоматизировать процесс восстановления можно не всегда.
«Скажем, вы малый поставщик запчастей и только что получили небольшой контракт с GM, — продолжает Шеффи. — Для производимого компьютера такой контракт может выглядеть как любой другой, но для вас сотрудничество с GM — это возможность серьезно расширить бизнес в дальнейшем».
Высокая текучесть клиентов и поставщиков заставляет часто обновлять информацию в системах управления бизнесом. Этот процесс облегчается благодаря тому, что многие разработчики программных средств управления рисками цепочек поставок ориентируются на определенные отрасли, способствуя распространению знаний о конкретных поставщиках.
Шеффи рекомендует начинать планирование рисков с проведения бесед с участниками цепочки поставок и выяснения, существуют ли программные решения специально для вашей отрасли. Может помочь и присоединение к отраслевым ассоциациям.
Помимо прочего нужно учитывать риски в сфере социальной ответственности. «Скажем, у вас крупное предприятие, и вы сами, возможно, не загрязняете окружающую среду, но такое может делать кто-то из ваших партнеров, — указывает Шеффи. — Это может обернуться серьезными проблемами, в том числе и для вас, поскольку потребители непременно отреагируют».