Приобретение компании SanDisk, планируемое гигантом индустрии жестких дисков Western Digital, – очередная из целого ряда крупных сделок, в результате которых число компаний, выпускающих средства хранения, постепенно сокращается. Но приведет ли это к сужению выбора и позволит ли производителям поднять цены?
Аналитик Джим Хенди из Objective Analysis считает, что нет, поскольку и в сегменте жестких дисков, и в сегменте устройств флеш-памяти в обозримом будущем сохранится высокая конкуренция.
О сделке на 19 млрд долл., которая должна завершиться в третьем квартале 2016 года, было объявлено всего через две недели после того, как Dell сообщила о приобретении EMC за 67 млрд долл. Сразу несколько предложений рассматривает и производитель компонентов хранения PMC-Sierra. А Western Digital уже успела поспособствовать консолидации, купив в 2011 году Hitachi GST.
Но Western Digital покупает SanDisk не для того, чтобы стать еще более крупным и эффективным производителем жестких дисков. Нет, интерес у нее вызывают флеш-накопители SanDisk, которые послужат хорошим дополнением к уже имеющимся в ее арсенале вращающимся дискам. Если сделка состоится, в мире останутся всего три крупных поставщика жестких дисков – Western Digital, Seagate и Toshiba.
Несмотря на растущий спрос на твердотельные накопители, в обозримом будущем жесткие диски никуда не денутся |
Несмотря на растущий спрос на твердотельные накопители, в обозримом будущем жесткие диски никуда не денутся. Пока провайдеры облачных сервисов, такие как Amazon и Google, пытаются удовлетворять стремительно растущие потребности своих клиентов в хранении, до этого еще очень далеко. По соотношению цены и производительности жесткие диски как нельзя лучше подходят для хранения данных такого рода. Твердотельные накопители действительно приходят на смену жестким дискам в некоторых корпоративных системах, но для жестких дисков большой емкости в ПК и облачных сервисах хранения флеш-накопители никакой угрозы не представляют.
Более того, по мнению Хенди, на рынке жестких дисков и флеш-накопителей в выигрыше по-прежнему в большей степени оказываются покупатели, а не поставщики. Дело в том, что вся эта продукция является стандартным товаром массового потребления, изготовление которого предполагает огромные инвестиции в производственные мощности.
После того как поставщики вложили деньги в производство соответствующих продуктов, им нужно получить максимально возможную отдачу от этих инвестиций. И несмотря на то что спрос на средства хранения за год вырос более чем на 40%, производители продолжают наращивать мощности, чтобы иметь возможность удовлетворять этот спрос в будущем.
Увеличить число продаваемых жестких дисков и твердотельных накопителей они могут фактически лишь одним способом: отвоевывая долю рынка у конкурентов. Любое снижение цены или удержание ее на низком уровне помогает увеличить продажи, в результате чего в выигрыше оказываются покупатели. Другими словами, конкуренция по-прежнему работает.
Приобретение EMC компанией Dell приведет к уменьшению числа конкурентов, с которыми приходится бороться производителям систем хранения, но не повлечет за собой никаких кардинальных изменений в этом бизнесе. «Покупателей жестких дисков все еще очень много, – подчеркнул Хенди. – К их числу относятся сборщики ПК, поставщики серверов, производители телекоммуникационного оборудования, а также компании наподобие Facebook, занимающиеся созданием новых систем. И объединение любых двух производителей ничего здесь принципиально не изменит».