Сокращение персонала в Lenovo и HTC, неоднозначные анонсы новейших флагманов Samsung, вновь давшие о себе знать проблемы с безопасностью Android показывают, насколько сложным сегодня является положение поставщиков аппаратов на базе операционной системы Google.
Сохраняющееся доминирование Apple в сегменте смартфонов старшего класса оставили большинству поставщиков из лагеря Android лишь возможность бороться за покупателей более дешевых устройств, продаваемых с минимальной маржой.
Согласно свежим данным, опубликованным аналитиками IDC, Android теряет позиции в сегменте устройств стоимостью выше 600 долл. По словам директора программы исследований IDC Франсиско Джеронимо, к этой категории относятся лишь 8% смартфонов, проданных во втором квартале, тогда как по итогам аналогичного периода прошлого года их доля составляла 11%. Зато на устройства iPhone здесь приходится 82%, в то время как в прошлом году их было 60% общего объема продаж.
В Samsung по-прежнему уверены, что могут рассчитывать в этом сегменте на большее. Семейство смартфонов старшего класса этой компании пополнилось моделями Galaxy Note 5 и Galaxy S6 Edge+, представленными 13 августа на конференции в Нью-Йорке. Новые продукты выглядят весьма впечатляюще, однако продать, как запланировано, 10 млн устройств Samsung будет непросто. Хорошие продукты еще не гарантируют успеха на рынке, и сейчас этот тезис актуален как никогда.
«Сегодня мы наблюдаем общую апатию по отношению к новым смартфонам, – заметил директор компании CCS Insight по исследованиям Бен Вуд. – Потребители уже не бегут в магазин за очередной новинкой. Продукты достигли такого уровня зрелости, который считается вполне достаточным».
Сокращения сотрудников, объявленные HTC и Lenovo, показывают, насколько безжалостным стал рынок смартфонов. HTC лихорадит на протяжении последних двух лет, а вот Lenovo после приобретения Motorola Mobility, казалось, находится на правильном пути. Однако в свете обескураживающих результатов второго квартала и ее будущее представляется неясным. По данным Strategy Analytics, рынок в целом за этот период вырос более чем на 15% по сравнению с аналогичным отрезком прошлого года, а вот у Lenovo и Motorola спад продаж в количественном выражении составил 32%. В Китае и США компании столкнулись с трудностями при переходе от технологий 3G к 4G. Motorola, к примеру, никогда не продавала версию Moto G второго поколения с поддержкой LTE в США. Но в июле компания наконец представила обновленную версию устройства, выпустив новые модели Moto X.
При этом смартфоны Moto G относились к бюджетному сегменту, а новая модель Moto X Pure (известная также под названием Style) по стоимости и внешнему виду задает в 2015 году ориентиры для смартфонов Android старшего класса.
Появление семейства Moto X – прекрасная иллюстрация того, как изменился рынок смартфонов в условиях обострения конкуренции. Когда два года назад Motorola выпустила первоначальную модель, цена устройства в США в конфигурации с памятью на 16 Гбайт, составляла 579,99 долл., а в прошлом году у представителей второго поколения она упала до 499,99 долл. Модель Moto X Pure поступит в продажу в сентябре по цене 399,99 долл. Новое флагманское устройство не только стало дешевле, но и заметно опережает своего предшественника по производительности.
Так что же делать производителям смартфонов на Android? В Motorola рассчитывают, что снижение цен на Moto X убедит потребителей отдать предпочтение флагманской модели Motorola, а не гораздо более дорогим устройствам Samsung и Apple.
HTC, сократив 15% персонала, надеется выжить за счет выхода за рамки смартфонов. В Lenovo объявили о сокращении 3200 рабочих мест и реструктуризации мобильного бизнеса в целях экономии. Обновлять семейство смартфонов и выпускать новые модели планируется через каждые полгода.
Возможно, все было бы не так плохо, но сегодня производители столкнулись еще и с серьезными брешами в системе безопасности Android. Поскольку эта операционная система пользуется огромным успехом, хакеры пытаются похитить данные и обманным путем проникнуть в смартфоны пользователей, которых становится все больше и больше.
Ключевую роль в развитии Android играет Google, но и производители смартфонов должны обеспечивать безопасность своих продуктов. В Samsung и LG заявили, что планируют выпускать обновления ежемесячно. Их примеру должны последовать и другие, и чем раньше они это сделают, тем лучше. Вносимые изменения влекут за собой увеличение затрат и риск потери клиентов в том случае, если обновление окажется недостаточно эффективным или будет выпущено слишком поздно. Со своей стороны, Google придется выпускать еще одно обновление, поскольку в предыдущем закрыть уязвимость Stagefright разработчикам так и не удалось.
Так что, если производителям устройств на Android и виден свет в конце туннеля, разглядеть им его довольно сложно. Впрочем, существуют и исключения: компании Huawei Technologies и Xiaomi, например, вполне могут занести второй квартал себе в актив. Обе они весьма агрессивно снижали цены, что помогло привлечь покупателей смартфонов в Китае. Huawei проводит активную экспансию и в других регионах Азии, а также в Европе и Северной Америке. К тому же объемы продаж смартфонов по-прежнему растут, во всяком случае в сравнении с продажами ПК и планшетов.
Если же кто-то и оказался в выигрыше, так это потребители. Всего пару лет назад смартфоны по цене ниже 100 долл. были фактически непригодны к использованию. Сегодня ситуация радикально изменилась. Устройства среднего класса становятся все более функциональными, а телефоны старшего класса берут все новые инженерные высоты, хотя их преимущества по сравнению с моделями предыдущего поколения и не столь велики, как раньше. Однако ничто не вечно, и если конкуренция по каким-то причинам начнет ослабевать, ничего хорошего из этого не выйдет.