«Яндекс» не может не иметь экспортных амбиций. Такой вывод можно сделать на основании выступления генерального директора компании Аркадия Воложа на деловом завтраке «ИТ-отрасль в новых реалиях: возможности экспорта и привлекательность внутреннего рынка» в рамках Петербургского международного экономического форума.
В начале июня этого года аналитики инвесткомпании «Атон» предположили, что компания может оставить турецкий рынок, поскольку почти за четыре года присутствия на нем не смогла добиться существенных успехов. Волож, выступая на форуме, напрямую не стал опровергать этот прогноз, но, судя по его словам, для подобных ожиданий нет оснований. Он напомнил, почему компания решила осваивать новые рынки: «В создание поисковой системы и ее совершенствование вовлечено несколько тысяч разработчиков. Оплата их труда — это те затраты, от которых нельзя отказаться. Несколько лет назад мы подсчитали, что у нас работает примерно 10% персонала всех компаний мира, которые занимаются тем же самым, но при этом мы ориентированы только на 2-3% мирового рынка. Подобное несоответствие можно исправить только выходом на новые рынки».
Одним из новых направлений стала обработка Больших Данных, которой компания занималась в рамках своих интернет-проектов. Руководство «Яндекса» решило, что соответствующие технологии можно использовать и вне задач интернет-поиска. По словам Воложа, компания их уже успешно экспортирует.
Кроме того, компания решила предложить все свои сервисы, с которым она доминирует в Рунете, в Турции. Эта страна была выбрана, потому что находится близко (два часа на самолете от Москвы), для ее посещения не нужно виз, ее рынок хотя и не очень большой, но и не маленький (население в Турции примерно вдвое меньше, чем в России). Однако в первые годы «Яндекс» никаких серьезных достижений на турецком рынке не добился. Из 20 сервисов, которые были переведены на турецкий язык с добавлением турецкого контента, относительного успеха удалось добиться только с «Яндекс.Картами» и «Яндекс.Пробками» — они стали стандартом для таксистов Стамбула, по размерам и трафику очень похожего на Москву; однако достижение это нельзя монетизировать.
«Оказалось, для зарубежной экспансии нужен совсем другой подход», — признает ошибку Волож. Примерно год назад было решено остановить рекламу сервисов и поработать над новой концепцией работы на рынке Турции. Около девяти месяцев разработчики занимались созданием нового поиска. В апреле этого года он был запущен. Перед этим компания в течение месяца тестировала новый поиск в Турции вместе с браузером Firefox. Большая часть участников эксперимента не вернулась к другим поисковым системам, оставшись с «Яндексом».
«Теперь будем заниматься монетизацией. С полученной долей по запросам сделать это будет несложно, поскольку поиск из всех наших сервисов монетизируется проще всего», — говорит Волож.
Еще одним перспективным экспортным направлением являются картографические сервисы. Их в мире предоставляют только три компании. При этом из них только Nokia со своим Here свободна от привязки к собственным устройствам или другим сервисам. «За ее внимание все нуждающиеся в подобных сервисах бьются. Одной компании на мировом рынке, на котором потребность в онлайн-картах очень высока, мало», — уверен глава «Яндекс».