Если это произойдет, мы станем свидетелями уже четвертого убыточного для Blackberry квартала из последних пяти.
Известно, что Blackberry давно находится в состоянии продолжительного и болезненного падения, хотя когда-то компания процветала. В определенной степени это объясняется тем, что запас прочности оказался велик, и компании до сих пор еще есть куда падать. В период наивысшего подъема Research in Motion считалась одной из самых заметных ИТ-компаний на планете, ворвавшейся в деловой мир с телефонами Blackberry. Для популяризации идеи о том, что телефон может превратиться в нечто гораздо большее, чем просто средство для совершения звонков и отправки текстовых сообщений, компания сделала не меньше, чем Apple, к которой в те дни было приковано всеобщее внимание.
Но iPhone и Android одержали убедительную победу в телефонной войне. В последнем отчете Mobility Index Report компании Good Technology говорится, что 73% от общего числа активированных корпоративных смартфонов (а ведь именно этот рынок всегда считался оплотом Blackberry) являются продукцией Apple, а практически все оставшиеся устройства работают под управлением Android. На другие платформы приходится лишь 2%, в связи с чем становится понятно, что аппаратному бизнесу Blackberry скорее всего приходит конец.
Специалисты утверждают, что даже те активы компании, которые еще приносят ей деньги, находятся в опасности. Вот и продукт для управления корпоративными мобильными ресурсами Blackberry Enterprise Server (BES), считавшийся не так давно лидером отрасли, по словам вице-президента и знаменитого аналитика Gartner Research Кена Дюлани, уже не является таковым.
«Впрочем, с доходной базой пока все хорошо, – признал он. – Здесь компания находится в числе лидеров, но объясняется это в основном большим количеством старых клиентов Blackberry, которые постепенно уходят с арены. Что же касается новых устройств, система Blackberry не поддерживает целый ряд функций, имеющихся в других продуктах. Но дело даже не столько в функционале, который, я думаю, в ближайшее время они поправят, сколько в том, что клиенты уже ушли к другим игрокам на рынке управления основными данными, будь то Airwatch, MobileIron, Good или что-то другое».
Кроме того, старые устройства Blackberry тоже не вечны, а значит уже вскоре BES лишится большей части своей клиентской базы.
«Blackberry по-прежнему остается аппаратной компанией, да и оборудование они сегодня делают не слишком хорошо, – подчеркнул Дюлани. – Многие клиенты звонят нам и сообщают, что отказываются от Blackberry».
Тем не менее, Blackberry отчаянно борется за сохранение своих позиций на рынке управления корпоративными мобильными ресурсами. Достаточно вспомнить недавнее сообщение о совместимости BES с Android for Work, корпоративной мобильной средой Google, включающей в себя средства управления и обеспечения безопасности.
Научный директор исследований корпоративных мобильных технологий IDC Стэйси Крук отметила, что само по себе это еще не может изменить игру, но, тем не менее, является важным сигналом для рынка.
«Совместимость BES с Android for Work – это хорошо, – подчеркнула она. – Однако многие конкуренты Blackberry также поддерживают AfW, поэтому я не думаю, что это даст компании какие-то заметные преимущества в рыночной борьбе. Но может продемонстрировать всем, что Blackberry целеустремленно придерживается кросс-платформенной стратегии EMM, а это очень важно для удержания уже существующих клиентов и для будущего роста».
И все же туз в рукаве BlackBerry – это операционная система QNX, которая без лишнего шума успела завоевать мир встроенных технологий, и именно на ней сегодня строятся многие решения для Интернета вещей. Система QNX, первая версия которой появилась еще в 1982 году, была куплена Research In Motion в 2010-м. Особую популярность в последнее время она приобрела в автомобильной отрасли. На проходившей в начале текущего года выставке потребительской электроники CES представители Blackberry подчеркивали, что у QNX уже имеется 40 партнеров в автомобилестроительной отрасли, включая Ford, General Motors, Chrysler, Honda, Acura, BMW, Porsche, Toyota и Volkswagen.
По словам главного аналитика Forrester Research Фрэнка Джиллетта, решающий вопрос заключается в том, удастся ли QNX поддерживать на плаву аппаратные операции Blackberry или же придется выделять это направление в отдельное предприятие: «Между QNX и первоначальным бизнесом Blackberry не так уж много взаимосвязей, поэтому все будет зависеть от того, сумеет ли компания организовать успешную совместную работу, или же QNX придется идти дальше своим путем».