Таким образом, экономические потрясения последнего года в целом не оказали негативного влияния на отечественную разработку мобильных игр. Соответствующий сегмент локального рынка расширился даже в долларовом выражении, хотя на нем доминируют иностранные поставщики.
По словам Павла Ряйкконена, исполнительного директора Nevosoft, российский рынок мобильных игр, по предварительным оценкам, в 2014 году достиг 350-355 млн долл. На местные компании приходится незначительная его часть. В первой десятке наиболее популярных в России игр отечественных разработок немного, и они не среди лидеров — доля российских разработчиков на собственном рынке не дотягивает и до 10%. В то же время их доходы могут превышать 100 млн долл., а, возможно, достигают 200-300 млн долл.
Ряйкконен не берется даже примерно оценивать совокупный оборот отечественных разработчиков мобильных игр. «Это как ткнуть пальцем в небо, — говорит он. — Многие работают на экспорт под заказ. Например, одна из популярных в мире игр известна как американская, но ее целиком делает команда, которая находится во Владивостоке. Сколько таких в России и какие у них отношения с заказчиками — очень сложно оценить даже приблизительно».
Некоторые разработчики создают собственные игры от начала до конца, но, не имея средств на активное продвижение на зарубежных рынках, вынуждены отдавать права на свои разработки и значительную часть дохода от их продаж крупным иностранным компаниям. Порог выхода на рынок и раньше был высоким, а сейчас стал еще выше.
Заказная разработка мобильных игр в России, скорее всего, растет и будет расти в результате резкого снижения курса рубля. Однако прорваться в топ-листы на зарубежных рынках под собственным именем по-прежнему очень сложно.
Россия в мировых рейтингах все же на очень высоких позициях, но не по объему доходов разработчиков, а по количеству загрузок мобильных игр. Агентство Flyrry Analitics относит россиян к одним из самых играющих в мире, вместе с немцами и американцами. Ряйкконен сомневается в объективности оценки по количеству загрузок, но других данных для сравнения нет, а альтернативные более правильные методики вряд ли изменят расстановку стран кардинально.
Если ранжировать страны по емкости рынка мобильных игр, то Россия уже будет не на первых позициях. Наибольший прирост в абсолютных величинах имеют США, Южная Корея и Япония; в относительных — лучшие позиции у стран БРИКС.
В последние годы мировой рынок мобильных игр растет на 20-25%. По итогам 2014 года он достиг примерно 25 млрд долл. Насыщения со снижением темпов роста аналитики ожидают не ранее 2018 года.
По данным Flyrry Analitics, около 18 млрд долл. приходится на прямые продажи, еще примерно 6 млрд долл. обеспечивает мобильная реклама, но ее доля растет и, скорее всего, будет расти.
По расходам на мобильную рекламу Россия также среди лидеров. В прошлом году она занимала четвертое место, а в этом переместилась на пятое. Об этом на конференции сообщил Евгений Марченков, директор по продажам компании DataLead. По его словам, в России лидером в сфере мобильной рекламы является Mail.ru, хотя ее социальная сеть «Одноклассники» на втором месте по количеству пользователей. «ВКонтакте» уступает потому, что имеет ограниченные возможности на платформе iOS, но пытается исправить ситуацию. Компания позже стала заниматься мобильной рекламой, чем Mail.ru.
Мобильная реклама играет все большую роль в сфере разработки игр для переносных устройств. Она помогает продвигать игровые приложения и напрямую обеспечивает более четверти дохода разработчиков.