Так, подводя итоги года, Константин Шляхов, генеральный менеджер компании «Марвел-Дистрибуция», как и в прошлом году (см. «Около нуля», Computerworld Россия, № 4, 2014), отметил лишь, что на общем фоне они неплохи.
Если в 2013 году успешнее шел розничный бизнес, то в 2014-м — проектный: продажи серверов, систем хранения, сетевого и телекоммуникационного оборудования выросли в долларовом исчислении на 2%. Не спас розницу даже предновогодний бум, когда граждане защищали свои сбережения посредством скупки электроники «по старым ценам», зато он создал предпосылки для полного застоя в рознице в текущем квартале, усугубляющегося тем, что сограждане не только обеспечили себя на долгое время, но и активно торгуют излишками на сайтах бесплатных объявлений.
Неудивительно поэтому, что 40% оборота дали системные интеграторы и 15% — корпоративные реселлеры, а на розничные каналы пришлось 44% (в прошлом году — 66%). Правда, успехи интеграторов оказались локализованы в Москве, где они увеличили закупки на 25%; в регионах же в наибольшей степени выросла сотовая розница (на 15%).
При этом количество российских партнеров, с которыми компания работает, уменьшилось с 4,35 тыс. до 4,2 тыс. — едва ли не впервые за все годы работы «Марвела». «Убыль» в полторы сотни дилеров — лишь примерная, партнер числится в базе, пока есть надежда продолжить с ним работу или хотя бы вернуть долги. Так что реальное сокращение может оказаться несколько выше; причем, если раньше зачастую на месте одной распавшейся компании образовывались две-три новые, то теперь этого не наблюдается.
В 2015 году процесс «прореживания рядов» партнеров, как полагают в «Марвеле», будет идти дальше и коснется достаточно известных компаний с многолетней историей. Насколько далеко он зайдет, пока сказать никто не берется.
За пределами России, похоже, бизнес шел немного плучше. Так, в Казахстане оборот в местной валюте, тенге, сохранился, количество дилеров выросло на 15%, на эту страну в «Марвеле» получили авторизации от Lenovo, Microsoft, Samsung (по устройствам печати и мониторам) и WD. В остальном «зарубежье» прибавка оборота составила 227%, разумеется, как признал Шляхов, с весьма низкой точки отсчета.
Неплохие результаты показали и некоторые вендоры, особенно проектные: «выстрелили» Tripp Lite (рост 446%), Oracle (рост 593% по оборудованию), HP (420% по программному обеспечению). Из розничных особо отличились LG (мониторы, рост 100%) и Lexmark.
Существенный вклад внесли новые вендоры, обеспечившие 7% оборота, из наиболее громких имен — Inspur (лидер серверного рынка Китая), SGI, Asus, Juniper, Samsung, Brother, WD, Nokia. Особо Шляхов отметил возвращение контракта с Acer.
«Потерь» в рядах вендоров в 2014 году не было; в наступившем году в «Марвеле» от сотрудничества с кем-либо отказываться не собираются, несмотря на то, что далеко не все они одинаково полезны.
О том, какие «неожиданные» тенденции, проявившиеся на рынке, выделяют в «Марвеле», рассказал Михаил Фечин, директор по развитию бизнеса. Он отметил наступление азиатских производителей, которые способны противостоять американским уже и в корпоративном секторе; приход в Россию гигантов онлайн-торговли (возможная точка роста для дистрибьютора); конвергенцию розничных каналов — изначально «некомпьютерные» торговые сети начинают продавать ИТ-продукты; появление «гибридных» гаджетов, рост популярности аудиотехнологий, 3D-принтеров и возрождение интереса к геймерским продуктам; «миграцию» маржи в экосистему, образовавшуюся вокруг популярных продуктов: наибольшую прибыль приносят не они сами, а разнообразные сопутствующие товары и услуги.
Начать в «Марвеле» хотят с поставок товаров, по логистическим свойствам сходных с ИТ-продукцией, то есть относительно компактных и дорогих. Таковыми Шляхову видятся умные телевизоры и, что несколько неожиданно, электроинструменты. Эти товарные группы должны помочь его компании укрепить позиции в бытовой рознице. Также есть планы по развитию бизнеса в сфере информационной безопасности.