В этих условиях имеет смысл сосредоточиться на повышении эффективности бизнеса, используя для этого самые разные инструменты, в том числе аудиовизуальные технологии, считает глава компании Auvix Владимир Антонов. Своим видением того, как обстоят дела на российском AV-рынке и о его перспективах, он поделился в интервью Computerworld Россия.
- За рубежом аудиовизуальные технологии уже получили широкое распространение. А как они развиваются в России, кто в них заинтересован и почему?
Задачи, связанные с визуализацией информации, с которыми сталкиваются российские заказчики из самых различных сфер, схожи с задачами, возникающими у зарубежных специалистов. AV-технологии в России сейчас востребованы практически во всех отраслях, хотя, конечно, уровень сложности реализуемых проектов не всегда сравним с зарубежным. Сейчас уже сложно выделить каких-то основных «потребителей» АV-технологий: каждый из нас ежедневно с ними сталкивается. Информационные табло в аэропортах и на вокзалах, реклама на видеостенах и панелях в магазинах, переговорные комнаты в офисах, конференц-залы, интерактивные выставки в музеях, учебные классы с проектором и экраном или интерактивной доской – все это АV-технологии. Есть и сложные крупные проекты – ситуационные центры, диспетчерские, 3D-центры. Основные задачи, которые решают АV-технологии, это демонстрация любого контента, возможность коллективной работы над документами, возможность посредством ВКС проводить удаленные совещания, и, конечно, возможность управлять этими процессами.
- А как убедить заказчика, что это ему действительно нужно?
Прежде всего, работают практические примеры. Все интересуются, что там «у соседа». Если одна компания что-то сделала и особенно сделала удачно, то этот опыт быстро распространяется.
Второй момент — расширение вариантов использования устройств. Например, интересным для заказчика являются разнообразные touch-технологии, расширение использования сенсорных мониторов. Сейчас многие бизнес-приложения, системы принятия решений работают на планшете, сотрудники привыкают к такому способу работы с контентом и хотят использовать его и на большом экране.
В целом же, по нашим наблюдениям, чем более организована компания, чем лучше выстроены в ней процессы управления и организации, тем больше ей востребованы современные технологии, в том числе AV-технологии, тем лучше она умеет ими пользоваться.
- Существует мнение, что российский аудиовизуальный рынок технологически сильно отстает от западного. Согласны ли вы с тем, что разрыв существует?
Безусловно, некоторый разрыв есть, но он сокращается все быстрее. Мы отстаем, скорее по потребностям, потому что внедрение самых последних новшеств могут позволить себе только самые крупные компании.
Вместе с тем, мы стараемся как можно быстрее транслировать на российский рынок то, что предлагают нам наши поставщики. Но финансовая составляющая, конечно, очень важна, и российский бизнес всегда сильно на нее реагировал. До сих пор нередка позиция «Сам куплю, сам прибью», это такой менталитет компании, развивающейся снизу вверх и предпочитающей не переплачивать за услуги. Поэтому новые технологии зачастую более широко реализуются при поддержке госбюджета – в образовательных учреждениях, госкомпаниях, силовых ведомствах, медицинских учреждениях.
- Но ведь в госсекторе, как известно, сократили ассигнования на ИТ?
В целом сокращения нет, скорее, можно говорить о смещении фокуса. Например, если взять средние образовательные учреждения, где требуются обычно самые простые решения, то здесь бюджет сокращен, поскольку фокус сдвинулся на дошкольное образование и высшее, и для них зачастую закупается очень неплохое оборудование. Я думаю, что в следующем году финансирование в образовательный сектор будет, как минимум, на уровне этого года. С другой стороны, мы видим сокращение крупных тендеров на большое количество оборудования, как раньше.
Если же говорить о госкомпаниях, то у них процессы управления во многом выстроены на использовании AV-оборудования, больших экранов, и без этого им не обойтись. Бюджеты здесь вряд ли будут сокращены, однако гарантировать это, пока действуют санкции, невозможно.
- А коммерческий сектор, которому тоже нелегко приходится?
Предприятия должны понимать: чтобы выжить, нужно быть не только экономными, но и эффективными. Зачем бумажки, если можно транслировать информацию для покупателей на экраны? Думаю, компании уже поняли эффективность средств отображения для донесения информации до покупателей и сотрудников и будут продолжать их использовать.
- Многие сейчас говорят об углублении кризиса. Но по опыту 2008-2009 годов мы знаем, что кризис — это не только трудности, но и возможности для развития. Какие возможности для Auvix видите вы?
Я думаю, что в кризисные времена надо сосредоточиться на совершенствовании внутренних процессов развития компании — отладке бизнес-процессов, взаимоотношений с партнерами, покупателями и т.д. Здесь можно упомянуть, например, электронный документооборот, который позволяет значительно упростить и автоматизировать бизнес-процессы. Также мы сейчас активно занимаемся созданием электронного справочника, где будет описываться оборудование, которое мы поставляем, чтобы технические специалисты, работающие в компаниях-заказчиках, могли быстро сориентироваться в ассортименте и подобрать нужное. Это будет некий аналог использовавшихся раньше бумажных справочников инженеров, но в современном виде, гораздо более удобном для использования. Также мы помогаем и будем помогать нашим дилерам в получении новых компетенций для реализации более сложных проектов. Мы готовим новые обучающие курсы, которые будут проходить в учебном центре Auvix.
- А что с заказчиками? Планируете ли вы менять стратегию взаимодействия с ними в условиях, когда многие из них будут сокращать свои расходы на ИТ?
Продолжим отталкиваться от потребностей заказчиков, в этом плане ничего не изменится. Недавно мы все пережили сложный период скачков валютных курсов, но и в этих условиях не прекращали поставок, хотя, конечно, пришлось ужесточить финансовую дисциплину, сократить сроки действия коммерческого предложения, но это встретило понимание у наших партнеров. Всегда можно прийти к какому-то компромиссу, договориться о рассрочках и т.д. Все ведь все понимают.
- А с поставщиками были сложности?
Нет, никаких проблем не было. Никто из поставщиков не пытался пересмотреть свои ценовые предложения, ни Panasonic, ни Sony, ни Samsung не повышали цены и вели себя более чем корректно.
- Сейчас много горят об импортозамещении. Насколько эта тема актуальна для AV-рынка, можно ли тут что-то заместить?
По крайней мере, не в обозримом будущем. И хотя у таких компаний, как Samsung, уже есть заводы по сборке некоторых категорий продуктов, производство сложного оборудования, например, LED-панелей, — это не то, что может быть организовано в одно мгновение. Если же взять производство проекторов, то оно все фактически сосредоточено в Китае и Японии. В лучшем случае, их могут начать собирать здесь, но есть ли в этом экономический смысл?
- Рассматриваете ли вы вопрос смены западных поставщиков на восточных, отдавать приоритет азиатским поставщикам и отказываться от партнерства с европейскими?
Себестоимость продукции на востоке обычно ниже, и зачастую наши европейские поставщики закупают ее там и затем продают. Поэтому в большинстве случаев нет разницы, где покупать — у оптового поставщика в Англии или в Китае, и нет смысла отказываться от европейских партнеров, по крайней мере, пока нет на это прямого указания.
Кроме того, в условиях глобализации, географический фактор вообще зачастую утрачивает свое значение. Для такой высокотехнологической компании, как мы, гораздо важнее отслеживать новые тенденции и технологии по всему миру и продвигать их на тот рынок, где мы работаем, чем делать ставку на какой-то отдельный регион или страну.
Замечу также, что Китай уделяет много внимания развитию технологий и очень активно инвестирует в российский рынок сейчас, и это стоит принимать во внимание.
- Каким, по вашим ощущениям, будет 2015 год?
Я думаю, что прогнозы, особенно в нынешних условиях, — дело неблагодарное. Слишком много переменных — цены на нефть, объемы бюджета, санкции… В этом году, я думаю, надо будет приспосабливаться к постоянно меняющимся обстоятельствам, и планировать в краткосрочной перспективе, ориентируясь на текущую ситуацию на рынке.