С таким заявлением экономист Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер и президент и генеральный директор компании PTC Джеймс Хеппельманн выступили в статье, опубликованной недавно журналом Harvard Business Review. Компания PTC, производитель систем автоматизированного проектирования, недавно приобрела разработчика средств межмашинного взаимодействия Axeda.
За последние 50 лет информационные технологии породили два периода крупных преобразований, или две «волны», как называют это авторы. Первая волна нахлынула в 60-70-е годы XX века и была связана с автоматизацией процессов и появлением программного обеспечения САПР и ERP. Вторая была вызвана появлением Интернета и всего, что с ним было связано. Инициатором третьей волны станет Интернет вещей.
«В эпоху Интернета вещей информационные технологии становятся составной частью самого продукта, – пишут Портер и Хеппельманн. – Датчики, процессоры и программное обеспечение входят в состав любого продукта, какой только можно себе вообразить, и дополняются аналитическими средствами. Это сочетание меняет порядок проведения бизнес-операций, способы доставки продуктов и пути взаимодействия с клиентами».
Дополнительный импульс повышению эффективности экономики придают новые и улучшенные продукты. Третья волна преобразований, порожденных ИТ, имеет самый высокий потенциал, способствуя увеличению числа инноваций, росту производительности труда и еще более стремительному экономическому подъему.
Это очень смелое утверждение, и, несомненно, в мире у него найдется немало противников, не разделяющих точку зрения Портера и Хеппельманна. Однако аналитикам следует понимать, что сегодня разработки в области Интернета вещей находятся лишь на начальном этапе. Примерно то же самое происходило в 1995 году, когда в Интернете появились Amazon и eBay. Вслед за ними в 1997 году заработал сайт Netflix, а в 1998 году — Google. Уже в то время люди поняли складывающуюся тенденцию, но картина в целом оставалась неясной.
Альфонсо Велоса, научный директор Gartner, курирующий направление Интернета вещей, убежден в том, что нас ждут фундаментальные изменения, однако произойдет это на более удаленном горизонте протяженностью в 10 или 20 лет. Тем не менее интерес к Интернету вещей растет уже сейчас, потому что все необходимые составляющие — электронные компоненты, датчики, программное обеспечение, средства связи — «уже появляются и заставляют нас двигаться именно этим путем».
Изменения в индустрии, связанные с Интернетом вещей, только начались. К примеру, страхование, учитывающее характер использования автомобиля (пробег, поведение водителя и т. д.), еще пять лет назад всем было в диковинку. Сегодня оно уже обрело реальный облик.
«Мы видим, как может измениться отрасль экономики за пять лет, – отметил Велоса. – Но вместе с тем понятно, что новые механизмы и движущие силы пока лишь едва затронуты».
В основу Интернета вещей положена идея о том, что продукты могут обладать интеллектуальными чертами и осуществлять взаимодействие друг с другом в интересах пользователей. «Каждый продукт является частью какого-то сервиса, и ни один из них не существует независимо от других продуктов», – подчеркнула менеджер компании SAS по глобальному маркетингу продуктов Фиона Макнил.
Чтобы проиллюстрировать это, компания SAS совместно с одним из производителей грузовиков приступила к реализации проекта, предусматривающего выявление потенциального нарушения работы компонентов на основе использования технологий Интернета вещей и упреждающего анализа. Теперь возникновение отказов с 90-процентной точностью прогнозируется за 30 дней до наступления соответствующего события. Пока подобными функциями оснащается дорогостоящая техника – локомотивы, медицинские системы, нефтегазовое оборудование, но в конечном итоге они появятся и в носимых устройствах.
Потенциал Интернета вещей реализовать непросто. Для того чтобы понимать, как изменятся продукты после ввода их в эксплуатацию, нужно обладать развитым воображением. Какова ситуация с данными? Какие сервисы создаются? Какие новые продукты появятся на основе существующих? Сохраняете ли вы конкурентоспособность по цене и уровню сервиса?
«Все последние новшества – облачные вычисления, мобильные технологии, Большие Данные – расширили или заменили существующие бизнес-операции, – отметил Сет Робинсон, возглавляющий в ассоциации индустрии компьютерных технологий CompTIA направление анализа технологий. – В эпоху Интернета вещей главной возможностью для бизнеса становится создание чего-то нового. Готовых схем здесь не существует, и у некоторых это вызывает сомнения и колебания. Но на самом деле отсутствие готовых схем свидетельствует о том, что тут заложен огромный потенциал».