Представители компаний тогда особо оговорили, что оба учебных центра остаются абсолютно самостоятельными юридическими лицами и речь идет лишь о развитии практики обмена преподавателями, заказчиками, пособиями и т. д. (см. «Союз нерушимый...» , Computerworld Россия, № 14, 1998).
Содружество небезуспешно просуществовало еще 15 с лишним лет, например, в 2010 году консорциум, состоящий из этих учебных центров, даже победил в номинации Impact Partner of the Year корпорации Microsoft. С сентября этого года компании начали сотрудничать еще теснее, образовав альянс. А спустя почти три месяца, 19 ноября, представители учебных центров решили объявить о его создании — как заявлено, чтобы пресечь различные слухи, ходящие по рынку.
В компаниях подчеркивают: с формальной точки зрения ничего не произошло. Учебные центры продолжают существовать как независимые юридические лица. Их бухгалтерии тоже остаются раздельными, однако возглавляет их один и тот же человек, главный бухгалтер «Микроинформа», а вот главбух «Сетевой академии» занял пост финансового директора альянса. Зато объединены службы технической поддержки, продаж, сверстан единый учебный план, в котором распределена учебная нагрузка по преподавателям, числящимся в обеих компаниях.
Для руководства новой структурой создан совет, его президентом назначен Борис Фридман, бессменный глава «Микроинформа», вице-президентом – Дмитрий Изместьев, вице-президент группы компаний ЛАНИТ по инновационным проектам. Практическое руководство альянсом будет осуществлять Юлия Шикова, директор «Сетевой академии».
Вестись обучение будет преимущественно на площадях «Сетевой академии» (около 200 рабочих мест для слушателей). Площади «Микроинформа» на Ордынке (около 100 мест) признаны хоть и более удобными, но слишком дорогими, и теперь Фридман думает, что с ними делать. Пока они будут использоваться в качестве резервной площади в случае переполнения классов «Сетевой академии».
Сокращений кадров ни в каких структурах компаний не будет, возможно даже придется набирать новых людей, поскольку документооборот между членами альянса увеличится. Экономический эффект ожидается благодаря лучшему использованию площадей, преподавательских кадров, возможности предложить заказчикам более широкий набор курсов «из одних рук». Благо пересечение по корпоративным клиентам и вендорам минимально, в последнем случает общий вендор один — Microsoft, да и в работе с ним учебные центры фокусировались на разных продуктах.
Ближайшую аналогию альянсу нашли в авиации — авиакомпании в ухудшающихся рыночных условиях также образуют альянсы, и, покупая билеты на рейс Lufthansa вы, вполне возможно, полетите на самолете кого-нибудь из ее партнеров. Аналогия, надо сказать, не вполне в пользу альянса — рейсы Lufthansa и «Lufthansa operated by XXX Airlines» — две весьма различные сущности.
Но как бы не хромали аналогии, понятно что ИТ-образование не может чувствовать себя лучше, чем ИТ-рынок, поскольку, как отметила Шикова, первое, что сокращают при кризисе — траты на обучение, в надежде, что сотрудники сами как-нибудь получат необходимые навыки работы. Правда, по словам Фридмана, падение интереса к курсам по продукции того или иного вендора (или, наоборот, — рост интереса) запаздывает относительно динамики спроса на саму продукцию и порой наблюдается рост продаж обучающих программ по каким-либо решениям на фоне падения спроса на собственно решения. Бывает, разумеется, и наоборот.
Ситуацию, по словам Шиковой, усугубляет поведение некоторых вендоров, слишком широко раздающих право на ведение авторизованного обучения продуктам любой сложности и тем создающих условия для демпинга со стороны компаний, оказывающих не слишком качественные услуги, а иногда и просто торгующих дипломами.
На вопрос, может ли войти в альянс еще какой-нибудь учебный центр, Фридман ответил утвердительно, однако добавил, что это должна быть компания, не пересекающаяся с «Микроинформом» и «Сетевой академией» по вендорам. А таких он на отечественном рынке не видит.