Компании Gartner и IDC существенно снизили свои прогнозы поставок и продаж планшетных компьютеров на 2014 и последующие годы, указав прежде всего на более долгий по сравнению с ожидавшимся срок эксплуатации клиентами уже имеющихся у них устройств. (Этот параметр называют «скоростью обновления». — Прим. ред.)
В Gartner ранее ожидали, что рост продаж планшетов по итогам года составит 13%. Затем этот прогноз был снижен до 11%. По оценкам IDC, снижение темпов продаж окажется еще более существенным. Если в июне прогнозировался рост на уровне 12,1%, то уже в сентябре он сократился до 6,5%.
В США дела обстоят еще хуже, поскольку более половины домохозяйств уже имеют планшеты. И если некоторое время назад аналитики полагали, что эти устройства будут использоваться в течение трех лет, то теперь становится понятно, что срок этот может существенно удлиниться.
Согласно последним прогнозам IDC, рост продаж планшетов в США в текущем году составит лишь около 1,5%, а в 2015 году уменьшится до 0,4%. Ожидается, что спад продаж продлится по крайней мере до 2018 года. С учетом гибридных устройств типа «два в одном» (например Surface Pro с клавиатурой) ситуация в США выглядит чуть лучше, но даже и при такой оценке совокупные продажи планшетов и гибридных устройств в 2014 году вырастут только на 3,8%, а в 2018 году – на 0,4%.
«В США общий уровень проникновения планшетов выше – более половины домохозяйств имеют хотя бы одно такое устройство – и это приводит к замедлению темпов роста, – указал аналитик Gartner Микако Китагава. – Считается, что смартфон сегодня должен быть у каждого. Планшеты же на такое не претендуют. Ведь на лэптопе вы можете проделать все то же самое, что и на планшете. Во многом эти устройства взаимозаменяемы».
«Иметь в своем распоряжении планшет приятно, но вовсе не обязательно, – добавила научный директор компании Kantar Worldpanel Каролина Миланези. – Если в устройстве сочетаются телефон и ПК, то этого вполне достаточно для решения всех необходимых задач».
Опрос 20 тыс. потенциальных покупателей планшетных компьютеров, проведенный Katran, показал, что только 13% из них с большой долей вероятности планируют в 2015 году покупку планшета, в то время как 54% такого делать не собираются. Причем 72% из числа тех, кто не намерен приобретать планшет, заявили, что их вполне устраивает уже имеющийся ПК.
По словам аналитика IDC Тома Майнелли, темпы роста продаж планшетов в 2014 году замедлились до 5,8% (тогда как еще в первой половине 2013 года они составляли 88%). Столь стремительное снижение объясняется прежде всего удлинением цикла обновления устройств и возросшей популярностью телефонов с большими экранами, включая iPhone 6 Plus. Этот телефон имеет дисплей с диагональю 5,5 дюйма, что вполне сопоставимо с экранами 7-дюймовых планшетов.
«По мере увеличения размеров дисплеев телефоны отбирают у планшетов все более ощутимую долю рынка, – подчеркнул аналитик компании Moor Insights & Strategy Патрик Мурхед. – В сегменте потребителей, которым нужен и телефон, и планшет, рынок уже достиг состояния насыщения. Да и поставщики в своих новых моделях предлагают гораздо меньше улучшений, нежели ранее».
Несмотря на замедление темпов, продажи планшетов до 2018 года все же будут расти, по крайней мере глобально. «Мы полагаем, что рынок планшетов ждет рост, хотя и гораздо менее выраженный, чем ожидалось, – указал Майнелли. – Устойчивый спрос на новые модели iPhone с большими экранами означает, что подавляющее большинство потребителей в США и Западной Европе предпочитают заменить телефон, а не планшет».
Когда в 2010 году на рынке появилась первая модель iPad, аналитики IDC полагали, что продолжительность эксплуатации планшетов составит около трех лет. Однако на практике срок их службы оказался значительно длиннее. Кроме того, планшеты гораздо чаще, чем другие электронные устройства, передаются от одного члена семьи к другому. Лишь очень небольшой процент высококачественных планшетов больше не используется. Остальные же продолжают успешно эксплуатироваться и по прошествии трех лет. В результате имеющаяся база планшетов продолжает увеличиваться, а у потребителей нет весомых стимулов к покупке новых продуктов.
Другими словами, устройства iPad эксплуатируются слишком долго. «В условиях, когда планшеты дешевле 100 долл. уже обладают вполне приличными потребительскими характеристиками, мы видим, что на развитых рынках на каждого пользователя приходится два или даже больше планшетов».
По прогнозам IDC, на планшеты Android, некоторые из которых уже дешевле 100 долл., в этом году придется 65,7% глобальных продаж. В дальнейшем же их доля будет сокращаться, несмотря на то что в абсолютном выражении цифры будут расти. Планшеты iPad в 2014 году займут 28,9% глобального рынка, а к 2018 году их доля сократится до 26,6%. Доля планшетов, работающих под управлением Windows, к 2018 году увеличится с 4,9% до 11%. В общей сложности, по оценкам IDC, во всем мире будет продано 233 млн планшетных компьютеров и устройств типа «два в одном», а к 2018 году объем продаж достигнет 303 млн единиц. В Gartner полагают, что в текущем году продажи составят 229 млн единиц, а к 2015 году они вырастут до 273 млн устройств.
Наряду с увеличением продолжительности жизненного цикла планшетов следует учитывать и появление в компьютерном мире новых устройств, например, умных часов.
«Конечно, планшеты никуда не исчезнут, но первая их волна уже прошла, и сегодня они воспринимаются скорее как традиционные компьютеры, чем как устройство, которое каждый обязан иметь в своем арсенале, – заметил аналитик компании J. Gold Associates Джек Голд. – Выбор у пользователей сегодня широк как никогда, и они приобретают планшеты лишь в тех случаях, если действительно возникает такая необходимость. Мода на эти устройства уже прошла».
Аналитик Enderle Group Роб Эндерле считает, что срок службы планшета должен составлять около пяти лет, а в условиях наступления умных часов и достаточно устойчивого спроса на смартфоны и портативные компьютеры продажи планшетов будут падать, ведь речь идет уже о «промежуточных продуктах».
Эндерле высказал интересную, хотя и спорную, мысль, объясняющую падение темпов продаж планшетов. Всему виной уход Стива Джобса.
«Стив Джобс был главным пропагандистом планшетной платформы, и после его смерти никто не смог в полной мере взять на себя эту роль, – указал Эндерле. – А без активного и эффективного продвижения сегмент планшетов, не особенно популярный до инициатив Джобса, вполне может вернуться на исходные позиции».