По-прежнему ключевой проблемой, которая волновала большинство, было то, как извлечь максимум выгоды от использования мобильных устройств в корпоративной среде, при этом не подвергая ее риску.
Конференция традиционно открылась аналитической сессией, в которой не менее традиционно приняли участие директор Центра корпоративной мобильности компании «АйТи» Сергей Орлик, а также сотрудник исследовательского агентства — в этом году им стал Сергей Македонский, генеральный директор компании in4media, которая представляет в России Forrester. Приветственное слово произнес глава группы компаний «АйТи» Тагир Яппаров, отметивший, что отечественные предприятия активно осваивают мобильные технологии и теперь можно сказать, что эта тема перешла из стадии исследования в стадию использования и первых масштабных проектов. Яппаров также дал оценку широкому присутствию на рынке корпоративных мобильных решений российских разработчиков, которые могут конкурировать здесь с иностранными производителями, стартовав практически одновременно с ними.
Что касается ключевых тенденций, определяющих развитие рынка, то, по мнению Македонского, главной из них по-прежнему является быстрый темп «мобилизации» населения страны. По данным Forrester, уже через два года 55% мобильных абонентов будут составлять владельцы смартфонов, общее количество мобильных интернет-пользователей составит около 49 млн, а количество планшетов превысит 26,5 млн. Мобильные устройства - это, в первую очередь, устройства для конечного пользователя, что накладывает свой отпечаток на развитие корпоративного мобильного рынка. На практике это означает, что первостепенную важность для сотрудников приобретает удобство использования мобильного устройства не только в личных нуждах, но и для решения рабочих задач.
Если говорить об основных проблемах, связанных с внедрением BYOD, то здесь, по данным Forrester, заказчиков по-прежнему больше всего волнуют вопросы, связанные с безопасностью, — на первое место по значимости и сложности внедрения этот аспект BYOD поставили 77% респондентов опроса, проведенного агентством. На втором месте — увеличение числа сотрудников, использующих мобильные устройства, на третьем и четвертом, соответственно, разнообразие мобильных устройств и платформ, поддерживаемых в корпоративной инфраструктуре.
Тому, как эти постулаты выглядят применительно к российским компаниям, была посвящена часть выступления Орлика. Так, он отметил, что отечественные заказчики все еще недоверчиво относятся к использованию облачных сервисов — 70% из них не готовы хранить свои данные вне собственной корпоративной сети, и эта цифра не изменилась с 2012 года, сообщил Орлик. Незначительно за эти два года снизилась, по его словам, и доля компаний, предпочитающих использование систем управления мобильными устройствами в собственном ЦОД, — с 80% до 69%.
При этом в половине компаний считают возможным позволить сотрудникам применять в работе собственные мобильные устройства, не учитывая тот факт, что небольшая экономия от использования ими личных устройств в итоге оборачивается большими тратами на организацию инфраструктуры, безопасность и так далее. И только примерно в трети организаций определенные категории сотрудников снабжаются мобильными устройствами за счет компании, что воспринимается как логичный итог стандартизации процесса «мобилизации».
Однако в этом случае, по словам Орлика, существует опасность того, что сотрудник попытается пользоваться корпоративным мобильным устройством в личных целях, хранить на нем свои личные данные и обмениваться ими, используя публичные сервисы, а это снижает уровень безопасности. Решением в данном случае может стать превентивное разделение общего и личного пространства в мобильном устройстве, что может быть реализовано с помощью комплекса мобильных инструментов, которые, с одной стороны, обеспечивают полный и удобный доступ к корпоративной среде, а с другой — отделяют пользовательские сервисы.
Еще одной нашей проблемой является отсутствие доступа в сеть, причем не только в регионах, но и в Москве. Нерегулярность подключения, по словам Орлика, накладывает определенные требования к корпоративной инфраструктуре, усложняет своевременную доставку данных и в итоге приводит к тому, что мобильные приложения становятся наиболее рспространенным вариантом развертывания (40%), тесня веб-приложения и виртуализацию настольных сред, популярные в начале эпохи BYOD.