Очевидно, что ключевую роль в нем играют люди — не только руководители бизнеса, но и сотрудники. Вместе с тем, сегодняшний умный бизнес трудно представить себе без опоры на объективную информацию и знания, которые накапливаются, хранятся и обрабатываются в современных ИТ-системах. Какими они должны быть, чтобы помочь предприятию стать действительно умным, не просто конкурентоспособным и устойчивым, в том числе к воздействию различного рода рисков, но успешным на протяжении длительного периода? Поиск ответов на эти вопросы задал основное направление представленным на форуме выступлениям и развернувшимся дискуссиям.
Докладчики форума не случайно уделили много внимания вопросам архитектуры систем, а также выбору подходов к интеграции различных платформ, данных и приложений, ведь, как известно, труднее всего бывает исправить ошибки, сделанные на этапе проектирования системы. Кроме того, по-настоящему умное предприятие должно уметь успешно работать с информацией, которая хранится в ее внутренних системах, а также содержится во множестве внешних источников данных. Воспользоваться при этом современными возможностями ИТ можно как путем создания систем внутри предприятия, так и применяя доступные виды аутсорсинга.
Один из ярких примеров умной организации — расположенный в городе Сарове Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики, ныне входящий в состав госкорпорации «Росатом». Именно там в свое время реализовывался легендарный советский атомный проект. По словам Сергея Карпенко, заместителя начальника службы ИТ и бизнес-процессов ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», здесь продолжается масштабный проект по развитию сложных интегрированных информационных систем, охватывающий все уровни автоматизации и множество различных классов ИТ-продуктов: ERP, MES, PLM и пр. Вопросы информационной безопасности специалисты предприятия прорабатывают уже на самых ранних стадиях ИТ-проектов.
В качестве базы для разработки архитектуры предприятия в РФЯЦ-ВНИИЭФ принята модель TOGAF. На ее основе реализована автоматизированная поддержка полного жизненного цикла ядерного оборонного комплекса. В частности, построено единое информационное пространство, внедрено сквозное 3D-проектрование и моделирование изделий на различных стадиях их создания, внедрены системы MES и ERP. Что важно, ключевые блоки ИТ-систем, которые использует предприятие, — отечественного производства. Базовой программно-аппаратной платформой должна стать создаваемая сейчас Linux-подобная операционная система «Синергия». В роли системы ERP применяется система Alfa компании «Информконтакт», за функционал PLM отвечают «Компас» и «Лоцман» компании «Аскон», и так далее. Часть применяемого оборудования импортное, другая часть — отечественное, используемые процессорные архитектуры — x86 и «Эльбрус».
Проектированием бизнес-процессов в РФЯЦ-ВНИИЭФ занимается 20 специалистов, всего же в разработке процессной модели участвует около 800 сотрудников. По словам Карпенко, за год удалось описать около 6 тыс. бизнес-процессов, примерно 4,2 тыс. из них уже автоматизированы. На начальном этапе работ в качестве инструмента проектного моделирования применялся продукт ARIS компании Software AG, однако в этом году было решено заменить его на отечественный продукт.
Впрочем, как отметил Вадим Кузин, начальник отдела комплексной автоматизации московского представительства НПК «Уралвагонзавод», далеко не все процессы удается эффективно описать и формализовать, опираясь на «классический» подход, который предусматривает детализацию процессов вплоть до отдельных операций и выстраивание четких последовательностей действий. Это возвожно, если на предприятии имеются жесткие регламенты, определяющие, что и как нужно делать, чтобы получить нужный результат. Таких процессов в «природе» — около 20%. В остальных сложно задать четкую последовательность действий, но можно определить цепочку промежуточных результатов — фактически подцелей, достижение которых позволяет достичь и главные цели процесса, то есть получить желаемые результаты. Автоматизация в рамках такого подхода может быть достигнута через формализацию стратегий (то есть целей) и бизнес-архитектур. Для этого требуется построить описания предметных областей посредством моделирования данных и семантических сетей. По-видимому, за таким подходом к управлению бизнес-процессами — будущее. Сегодняшние усилия в рамках этого направления концентрируются в первую очередь вокруг подхода, который известен как кейс-менеджмент — принятие решений как реакция на различные бизнес-ситуации путем обработки сложных событий.
Одним из актуальных сегодня направлений остается построение мобильных систем. Для решения этой задачи существует множество подходов и технологических инструментов. Корпорация IBM представила свой подход к созданию мобильных приложений, основанный на использовании платформы IBM Worklight — по сути, средства поддержки полного жизненного цикла мобильных систем. Как рассказала Анна Кравцова, ведущий специалист IBM по продажам Worklight, эта платформа призвана помочь не только в разработке и выводе мобильных приложений на рынок, но также в управлении мобильной инфраструктурой и обеспечении ее информационной безопасности. Впрочем, как справедливо отмечается в стратегии IBM в отношении мобильных технологий, чтобы получить реальные преимущества от их использования — в частности, чтобы улучшить качество взаимодействия с клиентами, если речь идет о мобильных приложениях для них, — потребуется заметная трансформация бизнес-процессов.
Другой представленный IBM инструментарий предназначен для управления бизнес-процессами. В основе IBM BPM лежит концепция корпоративного портала. С его помощью можно, например, отслеживать производительность сотрудников, строить и предоставлять им информационные панели, собирать и анализировать показатели KPI, изучать статистику и пр. Есть в арсенале и облачный BPM-инструментарий — BlueWorks Live, его рекомендуется использовать в территориально распределенных организациях.
Что же будет актуально для умных предприятий? Ведущие эксперты в один голос говорят о том, что ключевыми направлениями станут клиентоориентированность, аналитика, мобильные и облачные решения. Эксперты, собравшиеся на форуме, согласились с этим. Наибольшее разнообразие оценок у них вызвала тенденция консьюмеризации. По сути, это запрос пользователей — как внутренних, так и внешних — на простоту общения с ИТ. По мнению Сергея Прохорова, эксперта Совета ИТ-директоров журнала «Директор информационной службы», сопротивляться этой тенденции не стоит. Конечно, определенный консерватизм в отношении веяний, которая она приносит, нужен, но это должен быть консерватизм здоровый и оправданный.
Возможно, противоречивое отношение к консьюмеризации отчасти объясняется различиями в подходах со стороны тех, кто создает и внедряет решения для внутренних пользователей (сотрудников), и тех, кто создает приложения для клиентов, — на это обратил внимание Максим Смирнов, вице-президент российского отделения международного института бизнес-анализа IIBA. Видимо, здесь кроется и разница в оценках многих сегодняшних веяний, и, как следствие, различия в подходах тех, кто реализует сегодня стратегии в области ИТ на предприятиях.