Алексей Тимашов: «Наблюдаемые изменения требуют подхода к логистике как к единому процессу». Источник: Axelot |
По его словам, у заказчиков заметно вырос интерес к прогнозированию спроса и оптимизации цепочек поставок.
В условиях текущей политической и экономической ситуации деятельность организаций серьезно изменяется: иной становится география поставщиков, уменьшаются закупаемые партии товара (компании не хотят запасаться впрок), растет неопределенность со сроками поставок и логистические издержки. Конкуренция и повышение требований к уровню сервиса приводят к разнообразию дополнительных услуг и росту цены ошибки.
Вносит свои особенности и проникновение в корпоративный сектор онлайн-торговли, позволяющей искать минимальные цены «здесь и сейчас». В результате возникает огромное число мелких заказов, полностью меняющих складские процессы. Как следствие, на склады серьезно увеличивается нагрузка, а достигаемая на закупках экономия нивелируется снизившейся эффективностью остальных процессов.
Как отметил Тимашов, наблюдаемые изменения требуют подхода к логистике как к единому процессу, дающему контроль над всей цепочкой поставок. Вместо отдельных «кубиков» — а сейчас в компаниях бывает более десятка разрозненных логистических решений — следует переходить к единой платформе на основе интеграционной шины данных. У Axelot такая логистическая платформа находится на стадии разработки. Важную роль в ней будут играть и инновационные решения партнеров: умные информационные панели, средства распознавания голоса, мобильные рабочие места, RFID, интеллектуальные тележки.
«Цепочка поставок может служить источником дополнительной прибыли, хотя там ее очень редко ищут», — подчеркнула Дарья Любовина, руководитель специальных проектов Axelot. 60-70% операционных затрат приходится именно на цепочки поставок, и их оптимизация становится существенным подспорьем в кризисное время. Кроме того, огромную часть оборотного капитала составляют запасы, также входящие в зону ответственности логистов.
Важно помнить, что цепочка поставок – это не только фуры, палеты и склады; она также включает в себя поставщиков и заказчиков. Если взглянуть за пределы собственной компании, появляются дополнительные возможности оптимизации.
Как констатировал Александр Акопов, директор по логистике компании «Невада», дистрибьютора продуктов питания в Дальневосточном регионе, до сих пор существует заблуждение, что внедряемая ИТ-система автоматически принесет преимущества. На самом деле надо придумать, как их достичь. По признанию Акопова, недостаточное развитие инфраструктуры на Дальнем Востоке (отсутствие независимых логистических операторов, а также устаревшие склады) требуют дополнительной гибкости как от самих компаний, так и от внедряемых ими складских систем.
В ходе реализованного «Невадой» проекта решались задачи автоматизации ключевых процессов в филиалах и интеграции складских и транспортных систем с корпоративной системой на базе «1С: ERP 2.0». Кроме того, компания начала применять технологии RFID для фиксации перемещения товаров по складу и голосовые технологии – при подборе заказов. Все затраты на реализацию проекта, включая оборудование и изменение процессов, окупились за восемь месяцев благодаря двукратному сокращению общих логистических издержек и четырехкратному росту производительности труда на складах.
После интеграции систем компании удалось организовать прообраз «внутреннего логистического оператора», что позволило анализировать соответствующие затраты по отдельным направлениям.
«Мы показали подразделениям реальную стоимость их операций», — заявил Акопов. В результате от ряда контрактов, демонстрирующих радикальную нерентабельность, пришлось отказаться. Более того, проведенная работа дала возможность предоставлять логистические услуги и внешним клиентам.