Вадим Табаков: «Выдумывать и создавать условия для повышения искусственного спроса нет необходимости — достаточно найти и понять естественные мотивы, которые есть у потребителей» |
На ежегодном форуме Big Data 2013, организованном издательством «Открытые системы», свое видение проблемы Больших Данных представили эксперты, пользователи, а также ведущие ИТ-вендоры. Об успехах, планах и прогнозах, связанных с SAP HANA, рассказал Вадим Табаков, менеджер по развитию базовых технологий SAP СНГ.
- За год, прошедший с предыдущего форума, какие проекты на базе SAP HANA реализованы в России? Соответствуют ли результаты ожиданиям?
Помимо проекта в «Сургутнефтегазе», который достаточно широко освещался, у нас появилось несколько новых внедрений. Подробнее мы планируем рассказать о них на апрельском SAP-форуме. Пока могу назвать компании РЖД и «Эльдорадо», которые построили у себя высокопроизводительные хранилища данных на платформе SAP HANA. Строго говоря, хранилища данных нельзя назвать инновационными решениями. Но тут надо определить, что считать инновациями. Мы называем так «прорывные» технологии, способные в разы увеличить прибыль и вывести процессы на качественно новый уровень. С этой точки зрения перечисленные проекты носят ярко инновационный характер — например, в «Эльдорадо» скорость выполнения десяти основных запросов увеличилась в 167 раз. Это позволило организовать эффективное управление ассортиментом в режиме онлайн, оптимизировать хранение и сократить сроки расчета неснижаемого запаса, а значит, оперативно реагировать на колебания спроса. Все это приносит компании добавленную стоимость.
Что касается ожиданий — мы наблюдаем динамично растущий интерес со стороны заказчиков, и темпы развития рынка SAP HANA в России и в мире соответствуют нашим прогнозам.
- Проявляют ли российские партнеры интерес к SAP HANA, готовы ли они инвестировать средства в развитие у себя новой практики?
Без активной поддержки партнеров полноценный вывод на рынок такого решения просто невозможен. Партнеры активно вкладывают средства в обучение, разворачивают у себя тестовые стенды и, конечно, участвуют в проектах. Сейчас этим занимаются крупные компании, лидеры рынка. Но в ближайшие несколько лет мы планируем охватить всю партнерскую экосистему SAP. Уверен, что несмотря на высокий уровень технологичности SAP HANA, любой партнер способен развить у себя эту экспертизу.
- Есть ли особенности освоения SAP HANA, характерные для нашего рынка?
Отличия есть, но они касаются не непосредственно SAP HANA, а внедрения любых инноваций. Российские компании чрезвычайно ответственно и, если хотите, трепетно относятся к внедрению инноваций. И это правильно: зачастую они действительно не имеют права на ошибку. Причем польза проектов оценивается не только на логическом уровне, но и на уровне каких-то субъективных, «тактильных» ощущений. Отсюда и большая осторожность, недоверчивость, консерватизм. Западные компании в этом смысле более раскрепощенные, они относятся к инновациям как просто к более эффективному инструменту.
- Инновационные технологии в полной мере реализуют свою ценность, только когда получают поддержку в виде новых методологий, способов применения. Приведет ли SAP HANA к появлению решений принципиально иного класса «пост-ERP»? Ведутся ли в SAP подобные исследования?
Потенциал SAP HANA будет раскрываться в течение нескольких лет или даже десятилетий. На нынешнем этапе прикладное использование SAP HANA заключается в том, чтобы извлекать ценные знания из Больших Данных. Скорее всего, в будущем появятся новые классы и типы бизнес-приложений, но пока мы даже не можем предположить, как они будут выглядеть и какие задачи решать. Самое очевидное применение SAP HANA — поддержка принятия решений, но этим, безусловно, дело не ограничится. С технологической точки зрения SAP HANA – это «сердце» нашей комплексной платформы для работы с данными в реальном времени. При этом мы рассматриваем SAP HANA как эффективную основу для работы с любыми классами приложений.
- Есть ли какая-то сфера, связанная с Большими Данными, где позиции России особенно выигрышны?
Для работы с Большими данными и получения от них реальной пользы необходимо задействовать сложные инструменты матстатистики, численных методов, моделирования и пр. В России исторически подготовка специалистов по этим направлениям ведется на высоком уровне. Все эти инструменты широко используются в прикладных научных исследованиях, но к применению действительно серьезного матаппарата в бизнесе мы еще только подходим. SAP, как вы знаете, в 2011 году открыла в России свою исследовательскую лабораторию, которая активно сотрудничает с отраслевыми инновационными центрами. Также в рамках Университетского альянса SAP ведется работа с профильными вузами, в частности с ВШЭ, МЭИ, РГУ нефти и газа им. Губкина, Финансовой академией.
- После спада первой волны энтузиазма оказалось, что далеко не все данные представляют собой реальную ценность. Нет ли опасности, что тема Больших Данных станет еще одним большим разочарованием, как это случилось в период кризиса доткомов? Как такого избежать?
Как явление со своим названием и своими законами Большие Данные оформились лишь несколько лет назад. Но сама эта парадигма — накопления и исследования исторических данных и вообще всех доступных сведений, которые могут оказаться полезными, — существует уже порядка 30 лет. Сегодня технологии Больших Данных развиваются из стремления к интеграции существующих источников и выделения ценной релевантной информации. По сути, это результат ИТ-инноваций прошлых лет. Отчасти этим и объясняется несколько преувеличенный интерес к задачам Больших Данных со стороны ИТ. По сравнению с подобным энтузиазмом отношение реального бизнеса к этой теме и может показаться слишком осторожным.
Проблема доткомов заключалась в том, что доходность на вложенные инвестиции оказалась ниже запланированной, компании не получили ожидаемой прибыли и не вышли на уровень безубыточности. С Большими Данными ситуация несколько иная. В частности, проекты внедрения SAP HANA приносят высокую инвестиционную отдачу. Обманутых ожиданий у заказчиков не возникает. Но устойчивый спрос рождается, когда уровни зрелости поставщиков и потребителей совпадают. К этой цели мы движемся, адаптируя наши продукты (заказчикам не интересны технологии сами по себе, им нужны конкретные сценарии получения прибыли) и готовя рынок. Уверен, выдумывать и искусственно создавать условия для повышения такого же искусственного спроса нет необходимости. Достаточно найти и понять естественные мотивы, которые есть у потребителей. Сейчас мы ожидаем если не бума, то серьезного роста спроса на SAP HANA. Думаю, уже к концу нынешнего года мы увидим первые результаты. Завершатся первые внедрения, заказчики начнут активно делиться опытом, и рынок увидит реальные преимущества SAP HANA и Больших Данных.