В начале февраля в Москве состоялась 13-я международная выставка и конференция CSTB — крупнейший отечественный смотр технологий и продуктов для кабельных, спутниковых и мультисервисных сетей. Выставка показала, что тематика 3D TV пока не особенно актуальна для отечественной телеиндустрии.
Да и с чего бы ей стать актуальной? По разным оценкам, во всей России на руках у населения находится 10-20 тыс. телевизоров с поддержкой стереоскопического формата. Впрочем, и за рубежом стереотелевидение занимает более чем скромную нишу: в 2010 году глобальные продажи телеприемников с поддержкой режима 3D составили 3,2 млн штук (по данным DisplaySearch).
Крис Леннон, технический директор корпорации Harris, задается вопросом: «Почему отрасль должна поверить в то, что трехмерное телевидение – это не просто модное течение, интерес к которому может вскоре иссякнуть, а действительно стратегическое направление развития медиаиндустрии?».
Крис Леннон: «Почему отрасль должна поверить в то, что трехмерное телевидение — это не просто модное течение, интерес к которому может вскоре иссякнуть?» |
Он напоминает, что 30 лет назад попытки добиться коммерческой отдачи от вполне работоспособных систем объемного ТВ не увенчались успехом. Правда, теперь ситуация несколько иная. Прежде всего, на дворе — эра цифровых технологий, обогативших мультимедийный контент завораживающими спецэффектами.
«Цифра» обеспечила второе рождение и феноменальный коммерческий успех трехмерному кинематографу, пожалуй, главному двигателю интереса к объемному ТВ. Этот успех не оставил равнодушными провайдеров спутникового и кабельного телевидения — они надеются присоединиться к разделу быстрорастущего 3D-пирога. Здесь действительно есть за что побороться. В 2010 году российские кинопрокатчики собрали около 1 млрд долл., и треть этой суммы обеспечил показ трехмерных фильмов — один только «Аватар» собрал в России 117 млн долл. К слову, наша страна по объему кинорынка вышла на шестую строчку в мировом рейтинге. Соотечественникам нравится тратить деньги на дорогие 3D-премьеры, благодаря чему Россия обогнала лидеров кинопроката — Италию, Испанию, Южную Корею и другие страны, в которых поход в кино является неотъемлемой частью национальной культуры.
Но если зрители готовы голосовать рублем за трехмерное кино, это еще не значит, что они согласятся тратить внушительные суммы на объемное телевидение. В другой киноимперии — США, которым аналитики прочат роль локомотива трехмерного ТВ, только 12% домохозяйств купили либо собирались купить 3D-телевизоры до конца 2010 года. В Европе эта цифра примерно вдвое меньше, отмечает Алексей Журавлев, директор по маркетингу телекомпании «НТВ-Плюс».
Другой опрос, на который ссылается Леннон, показал: лишь четверть американцев согласились бы купить 3D-телевизоры в течение ближайших трех лет, а 20% сказали, что никогда не купят стереотелеприемник. Впрочем, в 2003 году 33% опрошенных тем же агентством жителей США заявляли, что никогда не станут покупать телевизоры с поддержкой высокого разрешения. А что мы видим сегодня? Других телевизоров практически и не продается.
Журавлев также обращает внимание, что аналитики постоянно пересматривают свои прогнозы в отношении рынка 3D-телевизоров в сторону повышения. Если в начале 2010 года исследователи DisplaySearch предположили, что к 2014 году мировые продажи телевизоров с поддержкой 3D вырастут до 40-50 млн штук, то в конце 2010 года они повысили прогноз до 90 млн. Подъему рынка будет способствовать прежде всего снижение стоимости телеприемников. За неполный год продаж цена на них снизилась в России на 20-30%, и сейчас уже можно приобрести стереотелевизор за 40 тыс. руб., говорит Журавлев.
Онно Зонневельд, глава компании SES Astra Украина, полагает, что формат 3D способен стать новым стандартом вещания, поскольку его экосистема если и не готова полностью, то очень быстро формируется: «Уже есть контент, которого, конечно, пока недостаточно для полноценного вещания, но его объем быстро увеличивается; есть способы доставки сигнала и есть системы отображения (более 90 моделей телеприемников), пусть и не такие совершенные, как хотелось бы».
Основным каналом доставки трехмерного сигнала до абонента, вероятнее всего, станет спутниковое ТВ, считает Зонневельд. Все основные технические проблемы, связанные с организацией его трансляции через спутниковые системы, решены, говорит он, достаточно только обновить софт на приставках абонентов, поддерживающих формат HD. А вот наземным провайдерам потребуются серьезные инвестиции для расширения коммуникационных линий до нужной пропускной способности. По некоторым оценкам, для передачи некомпрессированного (студийного качества) сигнала стерео-ТВ высокой четкости может потребоваться канал производительностью 3 Гбит/с.
Сейчас в мире осуществляют стереотелевещание 16 каналов, и практически все они — спутниковые. Пионером в этой области (на нынешнем этапе развития 3D TV) по праву считается британская телекомпания Sky. У себя на родине она рассчитывает к концу года обеспечить спутниковый доступ к объемному телевидению примерно для 1 млн обслуживаемых домохозяйств. А в США уже сейчас Sky обеспечила возможность просматривать трехмерные программы для 3 млн домохозяйств, подписанных на услуги телевидения высокой четкости этой телесети. Чтобы охарактеризовать ситуацию в нашей стране, приведем лишь один факт: число клиентов, принимающих сигнал 3D TV одного из ведущих провайдеров цифрового телевидения нашей страны — «НТВ-Плюс» — составляет не более 2-3 тыс. Увы, спутниковое ТВ в России, да и за рубежом, остается нишевой услугой.
Развитию стереотелевидения препятствуют несколько объективных факторов, говорят эксперты. Во-первых, недостаток и дороговизна контента. Если сравнивать затраты на его производство, один и тот же материал в формате 3D обходится студии на 60% дороже, чем в двухмерном. Дефицит контента обусловливает нестабильность цен на однотипные продукты. Скажем, цена на трансляцию матча сопоставимых по классу национальных футбольных чемпионатов может стоить телекомпании в одном случае 7 тыс. долл., а в другом — 27 тыс. фунтов стерлингов.
Другая сдерживающая причина — уже упоминавшаяся высокая стоимость зрительского оборудования. Правда, телевизоры быстро дешевеют, но очки... мы ведь сейчас переживаем эру «очкового» стереоскопического телевидения. Она неизбежно сменится следующей ступенью, когда для просмотра объемного ТВ очки не понадобятся. Однако это произойдет не ранее, чем через три-четыре года, полагают эксперты. А пока зрителю придется терпеть на носу этот неудобный аксессуар.
Еще одно серьезное препятствие для развития 3D TV заключается в том, что многие люди после и во время просмотра стерео испытывают ухудшение самочувствия. А если такое ухудшение и не происходит, то соответствующее предубеждение довольно прочно обосновалось в умах потребителей.
Разрешению всех перечисленных проблем могла бы способствовать стандартизация технологий и процессов подготовки 3D-видео, компрессии, передачи и отображения. Специалисты пока не берутся предугадать, какой формат трехмерного ТВ будет принят в качестве отраслевого. Это может быть Side by Side (трансляция сигналов со спаренных записывающих камер/объективов по двум параллельным каналам) или 2D+Z (предполагает «сопровождение» двухмерного изображения информацией о глубине картинки). Так или иначе, практика развития трехмерного телевидения на сегодняшней стадии показывает актуальность выработки единого стандарта, который был бы способен обеспечить объемному ТВ прорыв из нишевого в массовый сегмент.