Исследователи из Каролинского института в Швеции изучили связь между привязанностью детей к экрану и развитием их когнитивных способностей. Выяснилось, что дети, проводившие время за видеоиграми, повышали свой интеллект, в то время как просмотр телевизора или социальных сетей не оказывал на интеллектуальные способности ни положительного, ни отрицательного воздействия. Результаты исследования, в котором принимали участие более 9 тыс. мальчиков и девочек, проживающих в США, были опубликованы в журнале Scientific Reports. Дети в возрасте 9-10 лет дети прошли ряд психологических тестов, позволяющих оценить их когнитивные способности. При этом подсчитывалось время, которое они проводят за экраном телевизора, видеоиграми и в социальных сетях.
Через два года 5 тыс. детей были обследованы повторно. Это позволило проанализировать изменения с учетом индивидуальных отличий в первом тесте. Контролировались также генетические особенности, которые могли повлиять на интеллект, и различия, связанные с образованием и доходом родителей. В среднем дети проводили 2,5 часа в день за просмотром телевизора, полчаса в социальных сетях и час, играя в видеоигры. У тех, кто отдавал предпочтение играм, рост уровня IQ за два года оказался примерно на 2,5 балла выше, чем в среднем. А вот от просмотра телевизора и социальных сетей никакого существенного эффекта не наблюдалось.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что время, проведенное за экраном, как правило, не ухудшает когнитивные способности детей, а видеоигры могут даже повысить их интеллект. Это согласуется и с несколькими экспериментальными исследованиями. Подтверждается также, что интеллект не является чем-то постоянным, и на него влияют факторы окружающей среды. К ограничениям исследования следует отнести то, что оно охватывало только детей из США и не проводило различий между отдельными типами видеоигр, что не позволяет экстраполировать его на детей в других странах с другими игровыми привычками. Есть также вероятность ошибок, поскольку время просмотра и привычки оценивались опрашиваемыми самостоятельно.