Отказ международных платежных систем Visa и Mastercard обслуживать платежи граждан России за пределами страны привел к резкому сокращению трансграничной онлайн-торговли. В марте Ассоциация компаний интернет-торговли зафиксировала падение объемов покупок в зарубежных интернет-магазинах на 55% по сравнению с тем же месяцем 2021 года до 12,1 млрд руб. При этом еще в феврале трансграничная онлайн-торговля показывала рост год к году на 28%, до 38 млрд руб.
После того как оплата товаров на подавляющем международных площадок стала невозможной и о прекращении доставки товаров в Россию заявили крупные маркетплейсы, подобные Asos, MatchesFashion, Farfetch, Yoox, iHerb, трансграничная торговля практически полностью сосредоточилась на «AliExpress Россия». По оценке АКИТ, в марте на долю совместного предприятия Alibaba Group, VK, USM и РФПИ пришлось 98% покупок; около 2% составили покупки с помощью посредников в других странах.
Невозможность совершать покупки в зарубежных интернет-магазинах россияне компенсировали заказами в местной онлайн-рознице, оборот которой значительно вырос. За весь первый квартал он вырос на 64%, до 1,16 трлн руб.
В целом рынок онлайн-торговли по итогам первого квартала АКИТ оценивает в 1,25 трлн руб., что на 59% больше, чем в том же периоде 2021 года. Доля электронной коммерции в общем обороте розницы превысила исторический максимум 2020 года: тогда в первом полугодии она перевалила за 10%, сейчас же только за один квартал 2022-го превысила 11%.