На форуме Big Data 2018 журнал «Директор информационной службы» (CIO.ru) объявил об учреждении премии CDO Award.
По словам главного редактора журнала Николая Смирнова, премия будет присуждаться директорам по данным – тем, чья служба «на первый взгляд, как будто не видна», но приобретает все большую значимость в условиях цифровизации экономики.
В последнее время все чаще поднимаются вопросы, кто такой Chief Data Officer, станет ли эта должность массовой и насколько директор по данным на самом деле важен для современной компании – и с точки зрения организации работы с данными, и вообще в организации процессов. В дискуссии «Chief Dаta Officer – в авангарде цифровой трансформации?», в рамках форума Big Data 2018, проведенного издательством «Открытые системы», приняли участие нескольких руководителей, которых можно причислить к CDO, хотя их должности и звучат по-разному. Как выяснилось, потребность в таких руководителях будет расти, а вот их место в корпоративной иерархии может существенно различаться в зависимости от специфики компании.
Так в чем же сегодня заключается роль CDO в компании: это роль, которая требует быть инициатором преобразований в бизнесе, или она больше подразумевает управление данными и их качеством?
Как уточняет Смирнов, конечно, роль CDO сильно зависит от типа компании и исторически сложившихся факторов. Часто речь идет о гибридных ролях, связанных не только с построением хранилищ, обеспечением доступности и качества данных, но и аналитическими задачами. Например, в Gartner отмечают миграцию обязанностей CDO в сторону директора по аналитике. CDO нового поколения становятся более бизнес-ориентированными, чем классические директора по данным, решавшие скорее инфраструктурные задачи. Такие «CDO 2.0» действительно способны играть в современной компании важную роль, иногда становясь серыми кардиналами.
«CDO – это должность, которая подразумевает не только знание техники работы с данными, но и понимание экономической и управленческой составляющей бизнеса. Иными словами, это человек, который ясно видит и понимает стратегию развития компании, понимает ее бизнес-процессы и, самое главное, как это можно реализовать», – полагает Азат Шамсутдинов, директор направления машинного обучения и искусственного интеллекта North.AI, «Севергрупп».
«Роль CDO нужна там, где есть проблемы с доступностью данных», – подчеркивает Анджей Аршавский, директор центра анализа данных и математического моделирования НЛМК. Когда и источников, и потребителей данных много, а их запросы зачастую конфликтуют, возникает дезорганизация, и здесь необходима стратегия управления данными (Data Governance). Ее разработкой должен заниматься кто-то достаточно высокопоставленный, кто способен получать бюджеты на создание необходимой инфраструктуры и понимает реальные потребности разных направлений бизнеса.
Сергей Носов, директор департамента управления данными «Ростелекома» сформулировал для себя роль CDO одним предложением: «Прежде всего это создание единого качественного источника информации по оптимальной стоимости. Естественно, в понятие качества входят все классические атрибуты – полнота, своевременность, интерпретируемость».
А каким вы видите CDO настоящего и будущего? Какими должны быть его компетенции и сфера ответственности?
Целью премии CDO Award является не только рассказ об опыте компаний, но и популяризация образа CDO как ключевой фигуры реализованных проектов. На протяжении всего года на портале CIO.ru будут активно освещаться успехи компаний по построению бизнеса, основанного на данных, анализироваться их опыт. Победителей в нескольких номинациях будет определять экспертный совет и редакция журнала «Директор информационной службы» (CIO.ru).
Желающие рассказать о себе могут заявить о своих успехах по адресу cio@osp.ru.