Компания J’son & Partners Consulting представляет краткие результаты исследования основных тенденций и перспектив развития рынка MVNO в России и в Европе.
Европа занимает лидирующие позиции в мире по количеству действующих виртуальных операторов мобильной связи – 585 MVNO, или 59% от мирового показателя (без учета «вторых» брендов сотовых операторов). Высокая популярность MVNO в Европе связана прежде всего со стремлением отраслевых национальных регуляторов усилить конкуренцию и снизить розничные цены на мобильную связь, а также готовностью операторов максимально эффективно использовать свои сетевые емкости и радиочастотный спектр, в том числе в сегменте сетей 4G/LTE.
По прогнозам Pyramid Research, в ближайшие пять лет среднегодовой темп роста абонентов MVNO в Европе составит 5%, и в конце 2020 г.ода в регионе будет насчитываться 110,7 млн абонентов MVNO. Наиболее перспективными сегментами являются мобильная передача данных, M2M, этнические и роуминговые проекты, в то время как стратегия MVNO-дискаунтеров на развитых рынках уже не гарантирует успеха.
С учетом технологического развития и ухода от классических SIM-карт виртуальным eSIM-картам, предустановленным в абонентские устройства, классическая модель MVNO будет трансформирована в такую, при которой профили доступных инфраструктурных операторов будут «заливаться» по воздуху. При этом пользователи (как люди, так и машины и механизмы) будут динамически настраиваться на лучшее в данной местоположении подключение с точки зрения как качества канала, так и тарифа.
По оценке аналитиков J'son & Partners, к концу 2015 года в России насчитывалось около 2,2 млн абонентов MVNO, что составляет не более 1% от количества активных SIM-карт мобильной связи. Этот показатель примерно соответствует уровню развивающихся стран Латинской Америки и Восточной Европы и свидетельствует о том, что рынок MVNO в России по-прежнему находится в самой ранней стадии своего развития. По прогнозам J’son & Partners, доля MVNO составит к 2020 году около 2% (5 млн абонентов).
Основные сдерживающие факторы развития рынка MVNO связаны с незаинтересованностью операторов «большой тройки» в усилении конкуренции в условиях фактического отсутствия регуляторного давления. Как следствие, потенциальным независимым MVNO в России сложно и чаще всего просто невозможно договориться с сотовыми операторами о предоставлении в аренду сотовой инфраструктуры. Еще одним тормозом является неготовность нормативно-правовой базы. В частности, законодательно не определены условия для деятельности MVNA – агрегаторов, которые могли бы выступать посредниками небольших виртуальных операторов в коммерческих соглашениях с операторами мобильной связи для получения более выгодных условий за счет эффекта масштаба. Для крупных виртуальных операторов «полного цикла» развитие сдерживается необходимостью высоких капитальных затрат в условиях сложности реализации модели совместного использования инфраструктуры.
Крупнейшим MVNO в России является Yota с абонентской базой около 1,7 млн на конец 2015 года и рыночной долей 78% по числу абонентов. К другим крупным проектам относятся «Алло Инкогнито», МГТС, SIM-SIM, Matrix Mobile и Aiva Mobile.