Серия ограниченных по масштабу экспериментов указывает на вероятность того, что при чтении текста с экрана люди больше сосредотачиваются на конкретных подробностях и хуже справляются с абстрактной интерпретацией, тогда как с печатными носителями все наоборот. Соответствующий доклад подготовили ученые Университета Карнеги-Меллон и Дартмутского колледжа.
Участникам первого эксперимента давали прочитать рассказ, затем просили пройти тест на понимание. Среди тех, кто читал на бумаге, на вопросы, требовавшие абстрактного понимания текста и выведения умозаключений, верно ответили 66%, а среди тех, кто читал PDF на ноутбуке, — 48%. Для вопросов, касающихся конкретных подробностей, соответствующие показатели составили 58% и 73%. В другом эксперименте надо было сделать вывод о превосходстве одних моделей автомобилей над другими после изучения таблицы характеристик. Доли справившихся с заданием — соответственно 66% и 43%. Третий эксперимент показал, что если перед предыдущим заданием давать вводные на абстрактное мышление, то результаты тех, кто читал таблицу с экрана, улучшались. Попытки объяснить явление авторы не делают.
В экспериментах участвовали по 60-100 человек. Формат бумажных листов с текстом соответствовал экрану, размер шрифта был одинаковым.