Минэнерго предложило «Роснефтегазу», акционеру «Роснефти», купить НПЗ для независимых производителей нефти. В министерстве отмечают, что отсутствие конкуренции на российском рынке нефтепродуктов приводит к росту маржи переработки, а у НПЗ отсутствуют стимулы к повышению эффективности. По мнению Минэнерго, это стало одной из причин напряженности с бензином в ряде регионов.
Для предотвращения подобных бензиновых кризисов Минэнерго предлагает «Роснефтегазу» купить НПЗ в европейской части России. Мощности этого НПЗ (не менее 6 млн тонн нефти в год) должны быть предоставлены независимым структурам, доля каждой из них не должна превышать 10 процентов. При этом рентабельность самого НПЗ должна быть ограничена на уровне 10-15 процентов.
Ранее с аналогичным предложением выступило Минэкономразивития. По мнению чиновников, если отделить нефтеперерабатывающий завод от нефтедобычи, компаниям станет труднее завышать цены на бензин.
В настоящее время в России двадцать НПЗ с первичной переработкой свыше 6 млн т нефти в год, крупнейший из них – «Киришинефтеоргсинтез» (контролируется «Сургутнефтегазом»). Как отмечает «КоммерсантЪ», наиболее вероятным претендентом на продажу «Роснефтегазу» является завод «Орскнефтеоргсинтез», принадлежащий «Русснефти».
Этой весной целый ряд российских регионов столкнулся с серьезной нехваткой топлива. На днях глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Игорь Артемьев заявил, что дефицит бензина является рукотворным кризисом, который можно назвать шантажом по отношению к правительству со стороны крупных нефтяных компаний. ФАС возбудила 52 дела по фактам завышения цен на бензин и нефтепродукты в российских регионах.
Ранее эксперты высказывали точку зрения, что основной причиной дефицита топлива в марте-апреле было сдерживание внутренних цен на бензин на фоне роста мировых цен на нефть, в связи с чем нефтяным компаниям было выгоднее экспортировать нефтепродукты за рубеж, нежели продавать внутри страны.