Современные ИТ-платформы – это сложное многоуровневое взаимодействие различных физических устройств и инфраструктурного ПО. Практически все ведущие вендоры предлагают так называемые комплексные интегрированные платформы – заранее протестированные программно-аппаратные решения общего назначения, либо оптимизированные для выполнения тех или иных задач. В ряде случаев подобные решения позиционируются как «облако из коробки» – системы, позволяющие заказчику быстро развернуть инфраструктуру частного или публичного облака и внедрить облачные сервисы, а специализированные платформы оптимизированы для задач и нагрузок конкретного типа. Интегрированные программно-аппаратные комплексы, включающие в себя серверное и сетевое оборудование, системы хранения данных, набор системного и управляющее ПО для решения специфических задач, – это быстрый ввод в эксплуатацию, предсказуемость и снижение рисков, однако подходят они не для всех заказчиков. Чаще всего они выбирают альтернативные решения.
LAN: Каковы, на ваш взгляд, достоинства и недостатки комплексных интегрированных платформ?
Андрей Шапошников: Комплексная интегрированная платформа – это законченный продукт, объединяющий в себе серверную платформу, сетевые модули и системы хранения. За счет унифицированных компонентов такой комплекс достаточно хорошо конфигурируется, им легко управлять, что является несомненным плюсом при создании инфраструктуры «с нуля». Но, вместе с тем, интегрированную платформу нельзя назвать универсальной, т.к. ее архитектура опирается на решения конкретных вендоров. Это может усложнить интеграцию с уже существующим ИТ-комплексом. В случае же замены компонентов могут потеряться и ключевые преимущества использования интегрированной платформы.
LAN: В каких случаях предпочтительнее использование не универсальной, а специализированной платформы, оптимизированной для конкретного программного обеспечения?
Андрей Шапошников: Такие платформы как Oracle Exadata, Exalogic, Exalytics, IBM PureApplication, SAP HANA, IBM Netezza и др. предназначены для решения вполне определенных задач например, связанных с обработкой больших объемов данных (в том числе бизнес-критичных) с высокой скоростью. Важным условием применимости специализированной платформы является возможность использования в прикладной системе поддерживаемой версии программного обеспечения/базы данных. Такие решения позволяют получить существенное повышение производительности. Например, решения типа Oracle Exadata, IBM Netezza, SAP HANA увеличивают скорость обработки данных в десятки, а в некоторых случаях и в сотни раз. Кроме того, при необходимости, производительность такого комплекса достаточно легко увеличить за счет линейного наращивания аппаратных ресурсов.
LAN: Какими характеристиками должны обладать интегрированные системы, чтобы называться таковыми?
Андрей Шапошников: Интегрированные системы представляют собой законченный программно-аппаратный комплекс для решения специфических задач, включающий в себя серверное и сетевое оборудование, системы хранения данных, набор системного и управляющего ПО. Один из ключевых компонентов – специализированное прикладное программное решение.
LAN: Бытует мнение, что комплексные интегрированные платформы не пользуются высоким спросом у российских заказчиков. Так ли это и почему?
Андрей Шапошников: Не могу с этим согласиться. Комплексные интегрированные платформы пользуются спросом в тех случаях, когда перед заказчиком стоят специфические задачи. Тогда внедрение этих решений позволяет повысить производительность бизнес-приложений, улучшить показатели их масштабируемости и доступности. Такой опыт у нас есть. Однако потребности у всех клиентов разные, не каждому подойдет интегрированная платформа. Т.е. вопрос, в первую очередь, даже не в цене, а в задачах.
LAN: Для какой категории заказчиков такие решения наиболее привлекательны?
Андрей Шапошников: Комплексные интегрированные платформы можно рекомендовать заказчикам, которым необходимо достаточно быстро обрабатывать большие объемы данных. В первую очередь это крупные коммерческие структуры (например, банки, страховые компании, ритейл, телеком-операторы), а также некоторые государственные организации.
LAN: Какой подход предпочтительнее: развертывание облачной инфраструктуры на базе готовых интегрированных платформ («облако из коробки») или использование для этой цели недорогого стандартного оборудования (commodity hardware) и в каких случаях?
Андрей Шапошников: В данном случае выбор определяется исходной ситуацией. Если у компании достаточно сильная ИТ-служба, включающая группу программистов, то вполне подойдет недорогое стандартное оборудование и свободно распространяемое ПО, которое доработают под конкретные требования и далее будут обслуживать собственными силами. Такая ситуация чаще всего наблюдается среди провайдеров услуг (в частности, телеком-операторов), предоставляющих различные облачные сервисы. Крупные же компании, не связанные с телекомом, как правило, не хотят обременять себя разработкой и поддержкой. Для них больше подойдет интегрированное решение – так называемое «облако из коробки».
LAN: Могут ли так называемые референсные архитектуры – набор рекомендаций того или иного вендора – заменить готовые интегрированные платформы и в каких ситуациях при построении облака предпочтительнее именно этот путь?
Андрей Шапошников: Это два разных подхода. В случае с готовой интегрированной платформой ее конфигурирование и развертывание осуществляет вендор. В ситуации же с референсной архитектурой ответственность за исполнение ложится на плечи заказчика. Однако чаще всего ему приходится прибегать к услугам системного интегратора. Ведь для того чтобы по рекомендациям сделать готовый работающий комплекс, нужно обладать большим практическим опытом. Кроме того задачи конкретной компании, как правило, отличаются от описываемого референсного случая, поэтому требуется адаптация и доработка решения. Но большой плюс для заказчика при таком подходе, конечно, в том, что он может полагаться на опыт не только интегратора, но и производителя.