Подавляющее большинство руководителей компаний считают, что искусственный интеллект продвинулся достаточно далеко, чтобы начать брать на себя часть обязанностей, выполняемых сегодня членами совета директоров и других представителей топ-менеджмента. Согласно результатам опроса компании Dataiku, поставляющей клиентам собственную платформу искусственного интеллекта, 94% руководителей считают, что с точки зрения выдачи рекомендаций для принятия бизнес-решений ИИ-агент не уступает членам совета директоров. А 89% полагают, что ИИ может разработать стратегический план даже лучше, чем члены их команды.

Впрочем, среди экспертов в области ИИ нет единодуший. Одни утверждают, что руководители компаний чересчур высоко оценивают искусственный интеллект, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Другие говорят, что за последние месяцы технология совершила огромный рывок вперед, что позволило ей успешно генерировать подробные бизнес-планы на основе анализа внутренних и внешних данных.

Как полагают в Dataiku, уверенность глав компаний в ИИ поражает, хотя объяснение этому может быть вполне прозаично. Дело в том, что во многих организациях по крайней мере часть руководителей не сильны в стратегии, и ИИ имеет преимущество над ними. Кроме того, руководители, как правило, привыкли получать информацию в виде кратких тезисов, а генеративный ИИ прекрасно справляется с таким представлением результатов. И все же на нынешнем этапе большинство ИИ-инструментов призваны оказывать содействие сотрудникам и руководителям, а не заменять их.

Улучшение работы сотрудников и руководителей при поддержке ИИ может распространяться и на бизнес-планы, однако творчески мыслить и генерировать новые идеи существующие модели пока не в состоянии. Искусственный отлично справляется с анализом данных и выявлением закономерностей, но для реального стратегического планирования необходимо понимание корпоративной культуры, взаимоотношений, поведения на рынке и конкуренции, чего у ИИ пока нет. Результаты работы ИИ чаще всего нуждаются в тонкой настройке. Поэтому компании будут сочетать аналитические возможности искусственного интеллекта с креативностью и эмоциональным интеллектом человека, используя сильные стороны людей и машин.

Для анализа внутренних данных инструменты искусственного интеллекта необходимо обучать. ИИ-агенты способны обрабатывать огромные объемы информации и автоматизировать повторяющиеся рутинные операции, но испытывают трудности с решением более сложных задач. Следует исходить из того, что, подобно новым сотрудникам, агенты с искусственным интеллектом нуждаются в предварительной подготовке и инструктаже. Только в этом случае от них можно ожидать надежных и высококачественных результатов. Обычный агент не имеет представления о стратегии компании, ее культуре, ресурсах и финансовой мотивации.

В то же время при принятии стратегических решений нужно учитывать множество сигналов с внешнего рынка, внутреннюю динамику и динамику развития клиентов. В ближайшие несколько лет ИИ вряд ли заменит руководителей, но готов взять на себя большую часть тяжелой работы по стратегическому планированию. С его помощью можно проверять различные идеи и выдвигать гипотезы, проводя анализ, который не под силу даже лучшим консультантам.

В ходе заседаний совета директоров, ИИ может мгновенно предоставлять требуемую информацию, например, данные о продажах за предыдущий квартал. Но в управление изменениями и повышение квалификации сотрудников необходимо вкладывать не меньше средств, чем в технологии искусственного интеллекта. Только в этом случае можно в полной мере использовать потенциал ИИ, гарантируя, что человек останется в центре принятия стратегических решений.

Исследование Dataiku показало, что руководители компаний все чаще задумываются об интенсификации использования ИИ, опасаясь отставания от соперников. Почти три четверти опрошенных боятся потерять работу в течение следующих двух лет, если им не удастся добиться ощутимых результатов в области ИИ. Нужно осознать, что игнорирование возможностей использования искусственного интеллекта для улучшения своей работы, способности мыслить и передавать идеи, неизбежно приведет к проигрышу в конкурентной борьбе с другими людьми, у которых это получается лучше.