Бизнес-школа ИМИСП запустила курс «Основы управления данными» в рамках программы Executive MBA (EMBA). Он направлен на собственников и топ-менеджеров компаний и призван объяснить концепцию управления данными, не прибегая к сложной и специфической терминологии. О создании этого курса рассказывает Виктория Шарапова, директор программы Executive MBA ИМИСП и номинант на премию Data Award.

- Как появилась идея создания курса по управлению данными в рамках Executive MBA ИМИСП?

ИМИСП является лидером среди бизнес-школ, предлагающих программы Executive MBA. Имея такую высокую планку, бизнес-школа обязана следовать современным трендам и давать руководителям те инструменты, которые позволяют делать их организации более эффективными. Управление данными – это признанный тренд современной деловой среды. Нам было важно, чтобы наши слушатели о нем знали не только теоретически, но и умели применять на практике его методы. Наш курс построен именно на базе практических кейсов.

- Такие знания действительно востребованы среди руководителей?

С каждым годом как руководители, так и сотрудники операционного уровня используют в своей работе все больше данных. В этом объеме данных нужно не только разбираться, но и правильно их систематизировать, определять их место в бизнес-процессах компании. При этом сейчас большинство курсов, практик и консалтинга направлены на крупный бизнес. Малый и средний бизнес остаются без понимания методологии и инструментов работы с данными, так как для них нет предложения на рынке обучения и консалтинговых услуг в области данных. Имея высокую конкурентную среду между собой, меняющуюся внешнюю среду, СМБ важно опираться на данные при принятии стратегических решений.

- Что представляет собой программа?

Курс, построенный на бизнес-кейсах, рассказывает о том, что такое данные и как извлекать из них пользу для компании. Он описывает контур жизненного цикла данных и определяет место функции данных в организационной структуре. Также курс включает разбор конкретных примеров по формированию аналитической отчетности, запросам внутри компании или извне и помогает слушателям понять, как сокращать затраты, связанные с наиболее частыми запросами к продуктам для работы с данными (DWH, BI, MDM) и оптимизировать работу компании.

Задача курса – объяснить концепцию управления данными, не прибегая к сложной и специфической терминологии. Важно ознакомить слушателей EMBA ИМИСП – а это собственники и топ-менеджеры компаний – с методикой управления данными в своих организациях. В том числе это может требоваться в рамках проектов с подрядчиками – например, стратегическими консультантами или ИТ-компаниями.

Блок разработан и преподается Алисой Школьниковой, руководителем направления Data Governance компании «ДАР» (входит в группу «КОРУС Консалтинг»).

- Что сделано для того, чтобы содержание курса соответствовало актуальной повестке?

Для этого мы пригласили практика для разработки и ведения курса. Алиса Школьникова не только сама реализует проекты, связанные с использованием данных для эффективного управления компанией, но и находится в тесном контакте с компаниями, которые развивают практики управления данными внутри компаний разного масштаба, или создают ИТ-продукты для поддержки бизнес-функций при работе с данными. Курс обновляется для каждого нового потока слушателей: учитывается обратная связь обучающихся и изменения, которые происходят на рынке данных.

- На какие результаты могут рассчитывать слушатели?

Наш курс в рамках программы дает возможность смоделировать процессы управления данными в своей компании, независимо от ее размера, отрасли и организационной модели. Это помогает уже сейчас руководителям начать выстраивать процессы в компании, основываясь на своих данных.

Одна из частей курса – бизнес-игра, в которой разбираются реальные показатели бизнеса компаний слушателей. По результатам этого упражнения у руководителей появляется верхнеуровневый план действий работы по тому, как они, опираясь на данные, могут повышать свои показатели по выручке или оптимизировать затраты.

- Какие особенности на содержание курса накладывает специфика аудитории?

Наши слушатели зачастую далеки от ИТ, но при этом они хотят управлять компанией, используя как фактические, так и опережающие метрики, которые характеризуют основные направления деятельности. А эти метрики, то есть показатели, не только живут в учетных системах – «1С», CRM, СЭД и др., – но и нуждаются в дополнительной агрегации, трансформации и представлении для принятия решений на основании данных. Поэтому основная задача – не только рассказать, как можно управлять компанией с использованием собственных или рыночных данных, но и познакомить с основной терминологией ИТ-решений, чтобы у руководителей появились инструменты для эффективной работы со своими показателями.

- В чем ключевая особенность курса?

Уникальность курса заключается в том, что дается минимум теоретических определений, упор сделан на реальной практике. Нам важно, чтобы наши слушатели не просто заучили материал, а могли его полноценно использовать в своей ежедневной работе. Отзывы, которые мы получаем по результатам прохождения данной дисциплины, подтверждают наши гипотезы.

- О чем именно говорят пользователи, какова обратная связь?

Мы получаем много положительных откликов. Многих слушателей полученная информация заставляет задуматься не просто о самих данных, но и как организованы процессы в компании, о необходимости кросс-функционального взаимодействия между подразделениями. Например, если компания планирует рост выручки или доли рынка, то ей обязательно надо посмотреть на свои показатели численности и емкости команды продаж и развития.

- Каково значение проекта для рынка?

Мы наблюдаем нехватку квалифицированных преподавателей в узкоспециализированных сферах. Разработка данного курса и включение его в комплексную программу Executive MBA позволит нам оставаться флагманом бизнес-образования в России. У нас есть возможность масштабировать данный курс и проводить его для более широкого круга желающих. Мы знаем, что в других образовательных учреждениях появляются программы по управлению данными, и мы готовы делиться нашим опытом и повышать уровень проникновения подходов к работе с данными на рынке профессионального образования.

- В каких именно направлениях планируется развивать курс?

В последнее время слушатели все больше задают вопросов о том, какие практические ИТ-инструменты они могут использовать прямо сейчас, и какие из них доступны для малого и среднего бизнеса. И все больше задумываются о включения ИИ в свой технологический ландшафт. В связи с этим мы планируем исследовать рынок для поиска партнеров, которые смогут помочь малому и среднему бизнесу организовать работу с данными: нормализовать номенклатурные справочники, сформировать золотую клиентскую запись, стандартизировать работу с отчетностью и т.д.