«Флагманы цифровизации»: главное – заставить технологии работать
Ренат Усманов: «Мы уже давно тестируем на складах средства роботизации, но до некоторого времени все они вставали в угол и пылились. Ситуация изменилась лишь в 2023 году из-за роста зарплат»

Как показали выступления экспертов в ходе конгресса «Флагманы цифровизации – 2025», организованного издательством «Открытые системы», все большее внимание компании обращают на эффективность реализованных проектов. Они уже не гонятся за инновациями, способными изменить правила игры, а придерживаются более прагматичного подхода. В конечном итоге, гораздо важнее не внедрить очередную технологию, а заставить ее работать и приносить пользу бизнесу.

«Мы уже давно тестируем на складах средства роботизации, но до некоторого времени все они вставали в угол и пылились. Ситуация изменилась лишь в 2023 году из-за роста зарплат, и к нам стало стекаться много идей от бизнеса», — отметил Ренат Усманов, бизнес-партнер по инновациям Х5 Group. В ходе своего выступления он поделился подходами «бережливой роботизации» распределительных центров. С самого начала следует оценить инвестиционную привлекательность этих довольно дорогостоящих проектов, что бывает непросто. На первом этапе проводится оценка операционной эффективности процессов. Далее идет анализ запросов различных подразделений, которые могут быть весьма разношерстными. Важно найти пересечение необходимых классов роботизации и сопоставить их с бизнес-процессами. После этого возможно имитационное моделирование, позволяющее оценить потенциал технологии, необходимые инвестиции и ожидаемый эффект.

Как напомнил Александр Заносиенко, руководитель департамента развития цифровой культуры и бренда работодателя компании «Цифровые технологии и платформы» (ИТ-дочка «ЕвроХима»), типичное требование цифровизации – делать больше теми же, или даже меньшими, ресурсами. Как минимум, для этого внедряемые решения должны эффективно использоваться. Успех цифрового продукта зависит от того, насколько он соответствует потребностям пользователей и легко интегрируется в их повседневную жизнь.«Как показывает практика, не все знают о приживаемости систем. Когда они не работают – это предмет моего интереса. Важно понять, почему решения не используются, и что с этим делать», — сказал Заносиенко. Причины могут быть разные, но многие сводятся к слабой коммуникации с пользователями и неспособности учесть их интересы. Надо начать работать с проблемами, и это становится первым шагом на пути к приживаемости решений. Люди должны видеть, что их мнение услышано.

«Флагманы цифровизации»: главное – заставить технологии работать
Александр Заносиенко: «Как показывает практика, не все знают о приживаемости систем. Важно понять, почему решения не используются, и что с этим делать»

Анастасия Зверева, старший менеджер по автоматизации «Юнилевер Русь», рассказала об опыте «цифровой разведки», позволяющей эффективно использовать ИТ-тренды в стратегическом планировании. Цифровая разведка позволяет определить, какие технологии действительно принесут пользу бизнесу, а какие останутся модным веянием. Этот подход позволяет систематически отслеживать, анализировать и внедрять ИТ-инновации для достижения стратегических целей компании. Его важная часть – нетворкинг с производителями и заказчиками, в том числе на профильных конференциях. На основе собранных данных совместно с ИТ-архитекторами формируется «радар технологий», позволяющий найти баланс между инновационностью и стабильностью решений.

«За счет активного общения можно организовывать бесплатные пилотные проекты и использовать лучшие практики конкурентов, избегая ошибок, что в конечном счете заметно экономит бюджет», — рекомендовала Зверева.

Александр Жмурко, заместитель директора по инновациям производителя коммунальной техники «Меркатор Холдинг», поделился историей создания собственной платформы, позволяющей отслеживать эффективность своих машин.

«Несколько лет назад мы стали насыщать свои машины электронным оборудованием и столкнулись с тем, что подходящих инструментов для обработки такой информации у нас нет», — вспомнил Жмурко. Так появилась платформа отслеживания техники и работы механизмов «Монитор города».

«Флагманы цифровизации»: главное – заставить технологии работать
Александр Жмурко: «Все работы по обслуживанию территорий города строго регламентированы, однако чиновники часто работают в Excel, и их данные расходятся с реальностью в разы»

По словам Жмурко, все работы по обслуживанию территорий города строго регламентированы, однако чиновники часто работают в Excel, и их данные расходятся с реальностью в разы. Уже первое внедрение в Калуге сократило возможности для обмана, и расходы города на коммунальные услуги сразу сократились на 30%; было выявлено много коррупционных схем. Далее появилась платформа «Контроль жизненного цикла», охватывающая выпущенные механизмы от их производства до эксплуатации. Она позволяет отслеживать работу машин и факторы, влияющие на расходы.

Сейчас «Меркатор Холдинг» перешел к выпуску роботов, но используются они пока лишь в парках. Остальные локации пока недоступны в силу недоработанности регуляторной базы по использованию беспилотной спецтехники.

В погоне за GDPR

О перспективах оборотных штрафов за утечку персональных данных, предусмотренных обновленным законодательством, рассказал Алексей Лукацкий, бизнес-консультант по информационной безопасности Positive Technologies. Он поделился прогнозами того, что компании ожидает в ближайшее время, и мнением, как это следует учитывать в проектах цифровизации.

«Просто пересмотрите свое отношение к обработке персональных данных в условиях изменяющегося законодательства», — призвал Лукацкий. Например, использование Google Analytics на сайте относится к трансграничной передаче персональных данных, а это уже статья. И в целом есть много ситуаций, которые попадают под категорию утечки, и в том числе – неумышленные ошибки сотрудников. В законодательстве нет термина «утечка», зато есть «инцидент ИБ», поэтому оборотные штрафы, которые грозят стать массовыми, применяются и к случайным инцидентам.

«Флагманы цифровизации»: главное – заставить технологии работать
Алексей Лукацкий: «В законодательстве нет термина ‘утечка’, зато есть ‘инцидент ИБ’, поэтому оборотные штрафы, которые грозят стать массовыми, применяются и к случайным инцидентам»

Более того, требование уведомления об утечке в течение 24 часов требует наличия дежурной смены и средств автоматизации, позволяющих собрать исчерпывающую информацию, – ведь утечка может случиться в субботу утром. А в течение 72 часов требуется уже отчитаться о проведенном расследовании.

Только штрафы за не уведомление об инцидентах могут составить значительную часть ВВП страны при условии тщательного их применения со стороны Роскомнадзора. На данный момент Роскомнадзор выигрывает 90% судебных процессов: судьи не всегда желают вникать в суть дела, был инцидент на самом деле или нет.

От ГИС требуют оптимизации

В ходе дискуссии «Цифровой диалог: как синхронизировать бизнес-процессы и госрегулирование», шла речь о взаимодействии между государством и бизнесом, которое в последние годы активно ведется через государственные информационные системы. ГИС действительно сделали взаимодействие бизнеса и государства удобнее, но это удобство зачастую сопровождается значительными затратами – на интеграцию, поддержку, адаптацию бизнес-процессов. Важный вопрос – как добиться того, чтобы ГИС не только комфортно выполняли регуляторные функции, но и приносили реальную ценность бизнесу?

«Мы взаимодействуем с 33-мя ГИС, включая вспомогательные. Проблема в том, что многие ГИС выполняют дублирующие функции, и для любой из них требуется не только отдельная интеграция, но и ручные процессы. Это кратно повышает затраты участников процессов на ее поддержку и в конечном итоге ложится на плечи покупателей в виде повышенных цен», — констатировал Алексей Коваленок, руководитель группы по работе с ГИС «Мегамаркет». Главное его предложение – решение проблемы дублирования с четким распределением ГИС по этапам цепочки поставок. После выпуска продукции в оборот для компаний должна существовать только одна ГИС.

«Флагманы цифровизации»: главное – заставить технологии работать
Артем Соколов: «Наш сектор электронной коммерции лучший в мире, мы обогнали все страны на много лет вперед. В новейшие решения инвестируются огромные средства, но можно это делать гораздо эффективнее, если не вкладываться в одно и то же»

«Наш сектор электронной коммерции лучший в мире, мы обогнали все страны на много лет вперед. В новейшие решения инвестируются огромные средства, но можно это делать гораздо эффективнее, если не вкладываться в одно и то же», — согласился Артем Соколов, президент Ассоциаций компаний интернет-торговли.

Систем прослеживания товаров реально много, и все они имеют определенную ценность для государства. Когда крупная интернет-площадка пытается работать честно, ей действительно приходится работать более чем с 30-ю ГИС. И сейчас разрабатывается еще одна – для борьбы с интернет-мошенниками.

Поддержка этих систем требует от участников рынка постоянного выделения ресурсов, и гораздо эффективнее было бы предложить модель, при которой одна система становится «главной», обладая максимумом информации, а остальные используют данные из нее. Кроме того, можно определить более жесткие требования к ним: наличие API, сроки отклика, набор данных, предоставляемых бизнесом.

«Флагманы цифровизации»: главное – заставить технологии работать
Алексей Чукарин: «Мы идем по пути омниканального взаимодействия с потребителями услуг и тоже заинтересованы в том, чтобы бизнес пользовался единым удобным инструментом»

«Мы идем по пути омниканального взаимодействия с потребителями услуг и тоже заинтересованы в том, чтобы бизнес пользовался единым удобным инструментом», — прокомментировал замечания Алексей Чукарин, директор ФГБУ «Центр экспертизы и координации информатизации». По его словам, уже решается задача стандартизации интерфейсов взаимодействия. В каждом органе власти появился институт, отвечающий за данные, и конкретный владелец данных, отвечающий за их качество. В дальнейшем важно перейти от разрозненного сбора данных к единым отраслевым моделям. Кроме того, необходим независимый орган, куда участник рынка может обратиться за решением проблемы. Не всегда ГИС отрабатывают гладко, и важна сама возможность подсветить существующую проблему.

«Мы как фармацевтическая компания тоже передаем данные во многие системы. Но в этом есть и возможности: те объемы данных, которые собираются в ГИС в виде датасетов, становятся все популярнее на рынке», — отметил Александр Мамонтов, Chief Data & BI Lead компании «Астра Зенека». Ярким примером может служить «Честный знак», предоставляющий данные бизнесу в виде витрины агрегированных и обезличенных данных. Эти данные становятся источником ценной информации для бизнеса, которая может использоваться в производстве, логистике, ценообразовании. А, например, статистика заболеваемости – для обеспечения доступности лекарств. Важно предоставлять бизнесу ответные услуги: ГИС должны быть инструментом позитивного регулирования, стимулируя предпринимателей исполнять законы.