Роль директора по данным за семь лет прошла в российских компаниях путь от диковинки до общепринятой практики. Свой вклад в этот успех принесла премия Data Award, с самого начала поставившая своей задачей популяризацию профессии CDO. Денис Афанасьев, сооснователь компании Cleverdata и член экспертного совета премии Data Award, поделился мнением о тенденциях в области управления данными и их влиянии на задачи дата-офисов.
- Как автор телеграм-канала «Клуб CDO» вы много отслеживаете зарубежный опыт. Какие изменения в последнее время наблюдаются в настроениях директоров по данным, их статусе и функционале?
Очень сложно зафиксировать изменения в общем функционале роли CDO: спектр должностных обязанностей продолжает колебаться от технических задач, когда CDO отвечает за инфраструктуру работы с данными, до плотной вовлеченности непосредственно в бизнес организации. Но все-таки акцент роли CDO постепенно перемещается на деловую ценность данных и бизнес-ориентированное управление. Это особенно заметно в крупных корпорациях.
С точки зрения технологий, конечно, начинает доминировать повестка GenAI. Если раньше в зоне внимания последовательно находились такие термины, как Data Mesh, Data Governance, Data Quiality, то теперь на первые места вышли технологии искусственного интеллекта. Надо отметить, что технологии ИИ находят применение и в самой практике работы с данными – например, очень сильно помогают с автоматизацией составления каталогов данных, что обычно является очень кропотливой и ресурсоемкой задачей.
Стоит также отметить возросшее участие CDO в секторах промышленности, сельского хозяйства и государственного управления, которые активно подключаются к использованию данных. Это расширяет их влияние и подчеркивает важность использования данных за пределами традиционно «цифровых» отраслей, таких как финансы и телеком.
- Есть ли российская специфика?
Не секрет, что импортозамещение и связанная с ним тематика остается уникальной спецификой, которая требует большого внимания. Потребность в независимости от иностранных поставщиков существенно повлияла на российский рынок.
С уходом иностранных облачных провайдеров усилились позиции инсталляций on-premise и использования платформ open source вместо облачных решений. Мне кажется, что тут еще предложения российских провайдеров по управляемым сервисам для работы с данными отстают от зарубежных аналогов, где очень сильно доминируют такие комплексные «коробочные» решения, как Databricks, Snowflake и Microsoft Fabric. Тем не менее, очевидны перспективы для создания локальных решений и возможности развития отечественных компаний.
- Какие проблемы в целом тревожат наших CDO, в чем их головная боль?
Проблема в том, что принято называть культурой работы с данными. Технологии меняются очень быстро, и все быстрее – это нельзя не признать. А вот люди меняются гораздо медленнее, и очень тяжело менять сложившиеся практики работы в организации. Адаптация сотрудников к новым стандартам работы с данными, выстраивание культуры аналитического подхода и осознание ценности данных — долгий процесс. Это и остается основной проблемой.
Еще одна проблема, требующая постоянного внимания, — качество данных. Это тоже сейчас выглядит как бесконечное направление для развития.
- Какие приоритеты сейчас ставятся перед CDO, к чему привязаны их KPI?
Уже несколько лет назад все согласились с тезисом, что руководитель С-уровня должен иметь KPI, зависящий от бизнес-результата. CDO рассматриваются как ответственные за повышение бизнес-ценности, поэтому ключевые метрики часто связаны с показателями эффективности, приростом выручки, улучшением клиентского опыта или сокращением операционных затрат. Современные CDO работают над тем, чтобы данные не просто накапливались, а приносили конкретную выгоду, и это отражается в их KPI, основанных на доходности и эффективности использования данных.
- Вы уже пять лет в экспертном совете премии Data Award. Что изменилось в премии за это время?
Премия выросла и развивается – как в плане известности и количества участников, так и в плане масштаба самого мероприятия, что очень приятно. В ИТ-индустрии не так много действительно независимых премий. Очень хочется, чтобы и дальше премия двигалась вперед и стала самым знаковым и важным событием индустрии. Тем более, что на фоне тех успехов, которые демонстрируют технологии искусственного интеллекта, работа с данными становится ключевой компетенцией. Также хочу отметить и появление новых, интересных проектов – как коммерческих, так и социально значимых и общественно важных.
- Находят ли происходящие на рынке изменения отражение в проектах, поданных на Data Award? В чем эти изменения заключаются?
Конечно, тенденции в индустрии находят прямое отражение в проектах и тех заявках, которые мы получаем от аудитории. Растет количество заявок от промышленных предприятий, появляются проекты из аграрного и государственного секторов, что говорит о масштабировании использования данных в новых областях. Не уменьшается количество проектов по импортозамещению. Находит свое отражение и тема качества данных – очень много проектов, связанных с управлением НСИ и интеграцией данных. Посмотрим, какие тренды будут доминировать в этом году.