«Если 85% организаций используют решения ‘1С’, то их системы вполне могут общаться между собой без участия человека, полностью автоматизируя процессы продаж, закупок, оплаты и т.п. Мы будем использовать преимущества распространенности и общедоступности нашей экосистемы продуктов, пытаясь найти синергию между различными сервисами», — заявил Борис Нуралиев, директор «1С», в ходе бизнес-форума 1С:ERP 2024, традиционно прошедшего в октябре.
По словам главы «1С», в прошлом году был отмечен большой рост продаж лицензий, и это позволило в нынешнем году значительно нарастить объем услуг. Что касается результатов продаж продуктов «1С» в 2024 году, то по первым трем кварталам рост составил около 30%.
«Многие спрашивают, почему выросли так мало. Но сам ИТ-рынок сейчас растет не так уж и быстро», — констатировал Нуралиев. Отдельно он упомянул вопросы ценообразования. Жизнь, как известно, дорожает, и в 2025 году ожидается рост на большую часть поставок решений «1С» в среднем на 14%. Очевидно, вырастут и внедренческие услуги, хотя рекомендованная цена на них пока не менялась. Но самые главные затраты – время, нервы и интеллект ведущих специалистов, поэтому важно делать так, чтобы эти ресурсы не были потрачены впустую, и больше внимания уделять качеству внедрения.
Борис Нуралиев: «Наши продукты внедряют потому что они хорошие, а не только потому что они дешевые и российские» |
Уже несколько лет подряд в «1С» огромное внимание уделяют кадровому вопросу, требуя от франчайзи все больших усилий по подготовке ИТ-специалистов в среде школьников и студентов. Наиболее эффективным решением видится привлечение специалистов, особенно молодых, к преподаванию в вузах и колледжах. Более того, с марта 2025 года в «1С» вводят требования к партнерам, имеющим статус центров компетенций, по объемам преподавания и привлечения на стажировку студентов. Похожие призывы раздаются и в адрес заказчиков. Уже второй год подряд в «1С» выделяют усилия, предпринимаемые «Газпром нефтью», в качестве эталонных. Компания разрабатывает учебные программы с несколькими крупными вузами, развивает студенческие практики и стажерские программы.
Важное место в рамках форума было уделено новому, расширенному комплексу интегрируемых типовых решений «1С:Корпорация», предназначенному для замещения зарубежных систем самых различных классов. Расширенная поставка включает такие продукты, как «1С:Аналитика», «1С:Архив», «1С:Документооборот» и «1С:Шина».
«Мы включили в поставку типовые решения, широко используемые совместно, для автоматизации крупных предприятий. Если компания внедряет несколько наших продуктов, мы рекомендуем именно ‘1С:Корпорацию’», — подчеркнул Алексей Нестеров, директор по ERP-решениям «1С».
По заявлениям разработчиков, «1С:Корпорация» вместе с экосистемой сервисов «1С» закрывает потребности бизнеса в решениях самых различных классов. В итоге получается единая платформа автоматизации для всех подразделений. С ее помощью можно реализовать как монолитно-модульную архитектуру, так и композитную архитектуру, реализованную через «1С:Шину».
Платформа на 12 тысяч
«Мы развиваем платформу в долгосрочной перспективе. Сейчас это современный, надежный и масштабируемый продукт с низким порогом входа, который легко изучать. Мы изначально проектируем ее механизмы под высокие нагрузки и добиваемся того, чтобы она была совместима с российским оборудованием, операционными системами и СУБД», — рассказал Александр Морозов, руководитель технологического развития highload платформы «1С:Предприятие».
В сентябре компания объявляла о проведении успешного нагрузочного тестирования платформы на 12 тыс. одновременно работающих пользователях. Сейчас работа продолжается: проводятся тесты уже на 15 тыс. пользователей. Более того, в ближайшее время будет опубликована база, на которой в «1С» проводят такие тесты, чтобы пользователи могли самостоятельно ее использовать для исследовательских работ. Важно, что в ходе тестирования проводится оптимизация, позволяющая реально повысить как скорость работы платформы «1С», так и используемых баз данных – в частности, PostgreSQL.
Не менее важным с коммерческой точки зрения считается проходящее сейчас улучшение интерфейса систем «1С», позволяющее сделать их вид более современным и ориентированным на молодежную аудиторию. Ожидается, что это серьезно повлияет на имидж продуктов. По расчетам разработчиков, современный интерфейс будет востребован значительной частью рынка, и особенно новыми клиентами.
«Наши продукты внедряют потому что они хорошие, а не только потому что они дешевые и российские», — подчеркнул Нуралиев. Помимо невысокой стоимости, в ходе проводимых опросов заказчики выделяют такие критерии как функционал, гибкость, поддержка законодательства и наличие специалистов. Очевидно, совместно с партнерами компании удалось выстроить экосистему, которая обеспечивает возможности внедрения ее продуктов для всей страны.
Ведется системная работа по развитию решения 1С:ERP, в том числе совместно с Минпромторгом и ЦКИТ. Кроме того, выполняется ряд проектов по созданию производственных и учетных шаблонов для Ростеха, особенно важный из них касается межзаводской кооперации.
Главное – начать действовать
Наибольший интерес слушателей ожидаемо вызвала панельная дискуссия «Сложности и успехи перехода на отечественные системы управления ресурсами», в ходе которой участники делились опытом миграции с зарубежных решений.
Как отметила Ольга Макрецкая, начальник департамента учета и финансового контроля «Газпром нефти», «1С» всегда была в их компании «ERP номер два» и использовалась в дочерних обществах. Однако разрозненный ландшафт не давал необходимых возможностей для развития, и в 2019 году стартовали работы по созданию единого шаблона ERP (он получил название «1С:Шерпа»).
«Нами никогда не ставилась задача ‘подпиливать’ нужды бизнеса под возможности той или иной ИТ-платформы, важно было реализовать все потребности, развернув максимально удобную и соответствующую уровню зрелости систему», — объяснила свой подход Макрецкая.
К концу 2022 года в «Газпром нефти» изучили все возможности «1С:ERP» и пришли к выводу, что система вполне подходит в качестве главной для развертывания на крупнейших активах. На сегодняшний момент на нее переведены два нефтеперерабатывающих завода и самое крупное добывающее предприятие. В 2024 году был начат перевод на «1С» корпоративного центра «Газпром нефти». Конечно, за несколько месяцев это сделать невозможно, на этот проект отведено полтора года.
Ольга Макрецкая: «Главный совет – перестать тратить время на объяснение причин своего бездействия тем, что переход на российские решения якобы невозможен. Наш пример доказывает обратное» |
Реализуя крупный проект, любая компания сталкивается со сложностями. В огромном проекте «Газпром нефти» задействовано несколько крупных блоков, подчиняющихся различным руководителям. От личной вовлеченности участников проекта зависит очень многое, поскольку важное внимание приходится уделять срокам.
«Главный совет – перестать тратить время на объяснение причин своего бездействия тем, что переход на российские решения якобы невозможен. Наш пример доказывает обратное», — рекомендовала Макрецкая.
Как согласился Евгений Лобанов, директор по цифровой трансформации «Черкизово», главное – начать действовать и постепенно решать возникающие проблемы. По его мнению, многие из этих проблем компании придумывают себе сами, чтобы потом героически их преодолевать. Например, надо прекратить смотреть на проблемы с технической точки зрения, пытаясь решить их исключительно ИТ-продуктами, и меняться самим. Ситуация осложняется тем, что российские компании долго ломали западными методиками внедрения и чуждыми для них процессами, зашитыми в зарубежные решения. Это создало расслоение взглядов в сообществе управленцев.
«Мы удивлены, что адаптация российского рынка к новым реалиям идет такими быстрыми темпами. Приятно видеть, что страна действительно начала инвестировать в российские решения. Если так пойдет и дальше, то все будет хорошо – рынок быстро гармонизируется», — выразил уверенность Лобанов. По его словам, «Черкизово» в этом заинтересовано сильнее многих, так как, являясь крупнейшим поставщиком мяса, в буквальном смысле кормит всю страну и не может позволить себе использовать решения, которые можно одномоментно потерять.
Результат мирового уровня
Евгений Абакумов, директор по информационной инфраструктуре «Росатома», рассказал о работе в области технологической независимости. В результате госкорпорации удалось создать первую облачную ERP-платформу на полностью российском технологическом стеке.
«Нам требовалось собрать полный стек российских решений – и инфраструктурных, и системных, и бизнес-приложений. Было много барьеров, которые пришлось устранять, и многие из них касались проблем взаимодействия между решениями российских производителей, демонстрировавших негибкую позицию», — рассказал Абакумов. На стыке технологий проявлялось много шероховатостей, которые приходилось сглаживать. На создание облака с необходимой производительностью потребовалось около года. Большая работа была проведена и с производителями СУБД.
Как отметил Абакумов, этот проект позволил трансформировать команду от специалистов по эксплуатации систем в сторону созидателей, от которых требуется вовлечение в бизнес-процессы. Несколько проектов, которые сейчас реализует «Гринатом» совместно с «1С» для внешних заказчиков, — результат появившегося опыта и признания достигнутых успехов.
Евгений Абакумов: «Огромная победа нашей страны, что у нас появился вендор такого уровня и даже возможность тиражировать опыт за рубеж. Но еще многое предстоит сделать, чтобы об этих решениях говорили не только в России» |
«Огромная победа нашей страны, что у нас появился вендор такого уровня и даже возможность тиражировать опыт за рубеж. Но еще многое предстоит сделать, чтобы об этих решениях говорили не только в России», — полагает Абакумов.
«Если разработчики платформ и бизнес-приложений совместно поработают над нашей ИТ-отраслью и вложат в нее свои силы и таланты, мы можем получить результат мирового уровня», — согласился Вадим Желтухин, директор по ИТ «Алроса». «1С» и другие крупные вендоры в этом процессе должны играть координирующую роль, помогая более мелким игрокам организовываться.
Первые опыты по созданию функциональных требований для новой ERP в «Алросе» завершились предсказуемо: появилось предложение скопировать функциональность существующей системы SAP. «Но ведь это неправильно, это породит кучу проблем – от производительности до нарушенной бизнес-логики», — объяснил Желтухин. Чтобы уйти от этого, приходится переключать сознание бизнес-пользователей и методологов, добиваясь другого взгляда на процессы. Внутреннее приятие новых решений, возможно, даже более важно, чем решение технологических аспектов.
***
Как согласились эксперты, главные ограничения кроются не в технологиях, а в головах. Важно, что компании начинают переходить от поиска прямых аналогов западных решений к изменениям в организациях, глядя свежим взглядом на процессы и используемые технологии.