«Почта России» предложила принять дополнительные условия для желающих попасть в реестр операторов электронной торговли, говорится в письме главы Минцифры Максута Шадаева министру экономического развития Максиму Решетникову, к которому приложены предложения почтового оператора.
Ранее предложения обсуждались на стратегической сессии правительства по развитию «Почты России» до 2030 года; участвовавший в ней премьер-министр Михаил Мишустин поручил проработать вопрос повышения доли национального почтового оператора на рынке трансграничной электронной торговли.
В августе наша страна ратифицировала изменения в Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, которые вводят новое регулирование для товаров, реализуемых физлицами из-за границы через Интернет. Будет создан реестр операторов электронной торговли, то есть организаций, осуществляющих таможенное декларирование таких товаров. ЕАЭС ввел свои критерии для включения в реестр, но оставил возможность странам-участницам дополнить их критериями, которые будут действовать на национальном уровне.
«Почта России» предлагает включать в реестр организации, которые соответствуют, в том числе, следующим требованиям: есть в собственности, аренде или управлении на всей территории страны помещения для хранения, доставки, приема и выдачи товаров; есть информационная система для обмена данными по единой системе межведомственного электронного взаимодействия с МВД, подтверждения личности получателя товаров, хранения и обработки данных получателя; на лицевом счете есть неснижаемый остаток в размере не менее 3 млн евро; уставный капитал — не менее 100 млн руб.
Трансграничная торговля в 2023 году выросла на 11,3%, до 197 млрд руб. В то же время объемы международных почтовых отправлений с импортными товарами у самой «Почты России» падают: с 311,3 млн в 2018 году до 88,6 млн в 2023-м. В первом полугодии 2024 года их количество составило 31,7 млн штук. Доля на рынке логистики для трансграничной электронной торговли сократилась с 99% в 2018 году до 50% в 2024-м и продолжает снижаться из-за «неравных регуляторных условий».
Компания указывает на разницу возлагаемых на нее обязанностей в сравнении с маркетплейсами и экспресс-перевозчиками. Так, при приеме, перевозке и выдачи заказов она обязана пользоваться только почтовой документацией и объектами почтовой связи, а также соблюдать тайну связи, в то время как другие могут выдавать товары в пунктах выдачи заказов или курьерами любому, кто предъявит QR-код.
В прошлом году «Почта России» пыталась пролоббировать введение ежеквартального инфраструктурного платежа с маркетплейсов для решения своих финансовых проблем, но правительство не поддержало эту идею.
Опрошенные журналистами РБК участники рынка трансграничной электронной торговли указали, что новая инициатива может значительно снизить конкуренцию и даже принести «Почте России» статус монополиста, поскольку не все нынешние игроки будут соответствовать предлагаемым критериям; это, в свою очередь, негативно отразится на ценах и качестве услуг.