Окружной суд США вынес решение о том, что компания Google подавляет конкуренцию, пользуясь своим господством на рынке поиска по Интернету. Ответчик готовится подавать на апелляцию. В этом году запланировано еще одно антимонопольное разбирательство, касающееся деятельности Google в сфере онлайн-рекламы.
Суд установил, что компания потратила десятки миллиардов долларов на эксклюзивные контракты, чтобы сохранять доминирующее положение на рынке. В числе потенциальных последствий эксперты называют вынужденную продажу подразделений Google, разъединение бизнеса поиска и рекламы и запрет эксклюзивных сделок. Конечный исход дела может изменить рынок онлайн-поиска на годы вперед.
В судебном мнении отмечено, что Google принадлежит почти 90% поискового рынка, в том числе почти 95% на мобильных устройствах, тогда как на долю Microsof Bing приходится лишь 6% всех поисковых запросов.
Часть экспертов считает, что даже если бы сейчас появился претендент на контракты Google с достойным решением, он смог бы конкурировать на рынке только если был бы готов платить рекламным партнерам часть выручки стоимостью в миллиарды плюс возмещение за любое снижение дохода, обусловленное переменами. Соответственно, есть большая вероятность, что монополия Google просто превратится в дуополию Google-Microsoft. Однако другие наблюдатели все же не исключают, что какая-то часть контрактов Google может перепасть мелким операторам вроде DuckDuckGo и Perplexity.
Стоит отметить, что решение суда совпало по времени с появлением SearchGPT, онлайн-поисковиком от компании OpenAI, который работает по аналогии с ChatGPT.
Федеральную комиссию по торговле США сейчас возглавляет молодая юристка Лина Хан, которая еще до прихода в антимонопольный орган пыталась бороться с монополизмом Google. Активности американских властей на этом поприще могут последовать регуляторы и в других странах. В Евросоюзе Google уже оштрафовали на 2,4 млрд евро за нарушение антимонопольного законодательства, а в Индии местный регулятор вынес постановление о том, чтобы пользователям Android предоставлялась возможность выбора альтернативной поисковой системы. Сами пользователи, однако, нередко продолжают выбирать привычный поисковик Google, игнорируя другие варианты.