Мошенники стали чаще использовать дипфейки, чтобы выманить деньги у россиян, напомнила пресс-служба Банка России в своем телеграм-канале.
Чтобы создать дипфейк, злоумышленники чаще всего взламывают чужой аккаунт в социальных сетях или мессенджерах, берут оттуда фото, видео и записи голоса, а затем создают реалистичное видеоизображение человека с помощью нейросетей.
Полученный образ они рассылают друзьям и родным человека, как правило, в нем он рассказывает о своей якобы проблеме (например, болезнь или ДТП) и просит перевести на определенный счет деньги. Мошенники в том числе создают дипфейки работодателей, представителей госорганов.
В ЦБ подчеркнули, что сообщение от знакомого с просьбой о финансовой помощи зачастую может быть уловкой мошенников, а также составили список рекомендаций, чтобы на нее не попасться: обязательно позвонить тому, от чьего лица просят деньги, и перепроверить информацию; если возможности позвонить нет, задать в сообщении личный вопрос, ответ на который знает только этот знакомый; проверить видеосообщение на предмет монотонной речи собеседника, неестественной мимики и дефектов звука — наиболее заметных признаков дипфейка.
В зависимости от статьи виновным будет грозить штраф до 1,5 млн руб. или в размере иного дохода за период до двух лет либо лишение свободы на срок до семи лет.
Всемирный экономический форум и компания Accenture в отчете, опубликованном в начале 2024 года, назвали дипфейки одной из главных угроз для выборов, предупредив, что созданные ИИ видео или аудиозаписи могут использоваться для распространения ложной информации о кандидатах или манипулирования общественным мнением.