В середине мая состоялась торжественная церемония награждения лауреатов премии Data Award 2024. Шестой сезон работы премии охватил 67 номинантов, 55 из которых вошли в шорт-лист, а 14 – стали лауреатами.

«Мы видим, как небольшие компании в рамках премии Data Award на равных сражаются с мастодонтами российского рынка», – подчеркнул в ходе приветственной речи Артем Семенихин, партнер технологической практики «ТеДо» и член экспертного совета Data Award. Далеко не всегда размер бюджета и размер команды определяют победителя. Гораздо важнее яркая идея и энтузиазм, и каждый год находятся компании, своим примером доказывающие это. Отдельно надо отметить, что в отдельных номинациях экспертному совету было очень сложно выбирать. Уровень проектов постоянно растет, они подтягиваются друг к другу. Но в экспертном совете собраны представители многих индустрий, что позволяет объективно выбрать сильнейших.

В традиционно самой высококонкурентной номинации «За повышение эффективности бизнеса» победителями были признаны сразу два проекта. Первым из них стала оптимизация работы прокатного стана с помощью решения «Комплекс Автотемп 2.0», представленная «Северсталью». Эта система внедрена на стане 2000 Череповецкого металлургического комбината – одном из самых производительных станов горячей прокатки в России. За первые восемь месяцев работы решения экономический эффект от него составил 72,6 млн руб. – за счет оптимизации пауз удалось дополнительно произвести более 50 тыс. тонн металлопроката.

Второй из отмеченных в рамках номинации проектов – создание системы продвинутого производственного планирования, реализованное «РусАгро» совместно с «Инфосистемы Джет». Решение дает рекомендации агрономам по планированию различных полевых работ. Обрабатывая большое количество производственных данных, оно учитывает множество факторов и оптимизирует весь комплекс полевых операций. Это позволяет экономить ресурсы и получать максимальную прибыль от урожая. Важным компонентом системы, являются алгоритмы на базе машинного обучения. Экспертный совет отметил уникальность построенных решений и всеобъемлющий подход к созданию цифрового предприятия.

В еще одной престижной номинации «За реализацию инновационной идеи» боролись 12 проектов. Здесь победила компания Brainphone, использующая машинное обучение для выявления людей с болезнью Паркинсона по голосу и добившаяся в этой сфере убедительных результатов. Как выяснилось, голос человека может рассказать многое о своем владельце. Его изменение может служить симптомом некоторых заболеваний, в том числе связанных с дегенерацией нейронов головного мозга, к которым относится болезнь Паркинсона. Сервис Brainphone призван выявлять людей даже на ранней стадии болезни на основе анализа их голоса. Он может использоваться как независимо в медицинских учреждениях, так и быть интегрированным в контакт-центры, являясь массовым и доступным инструментом диагностики.

От качества данных до клиентоцентричности

В последние годы многие компании уделяют большое внимание социальным проектам. Для тех, кто стремится делать жизнь людей лучше, в рамках Data Award выделена номинация «За реализацию социально значимых инициатив на основе данных». В этом году ее заслужил «ВымпелКом» за масштабную серию проектов по созданию цифровых продуктов в медицине, реализованную совместно с Сеченовским университетом. В ходе проектов велась работа по большому количеству направлений, а созданные решения призваны улучшить опыт как пациентов, так и врачей.

Ранняя диагностика заболеваний позволяет значительно повысить шанс на более быстрое выздоровление и сохранение качества жизни пациента. Решения на базе искусственного интеллекта способны помочь врачам как можно раньше диагностировать патологию, начать терапию на ранних стадиях и сократить расходы на лечение. Кроме того, за счет этого снижаются риски возможных врачебных ошибок, которые, по данным Минздрава, ежегодно становятся причиной около 70 тыс. осложнений.

За реализацию антикризисного проекта был награжден Промсвязьбанк c проектом создания универсальной платформы для построения аналитических хранилищ. Эта номинация появилась в прошлом году. Она продиктована новыми реалиями, когда многим компаниям пришлось пересматривать свои продуктовые портфели и принимать оперативные решения по обеспечению непрерывности бизнеса. Как признал Константин Романов, директор по искусственному интеллекту beeline и член экспертного совета Data Award, внедрение корпоративных хранилищ всегда было сложнейшей задачей, и приятно осознавать, что сейчас подобные проекты успешно реализуются в сжатые сроки, несмотря на санкционное давление. Тем не менее, антикризисная работа в большинстве компаний сейчас является непрерывным процессом, который очень далек от завершения.

Промсвязьбанк разработал универсальную платформу для построения аналитических хранилищ данных. Она реализована на импортозамещенном стеке технологий и вносит весомый вклад в технологический суверенитет банка. Более того, накопленная экспертиза при реализации данного проекта может быть полезна и другим участникам банковского рынка, а также госкомпаниям – участникам директив импортозамещения.

Приз за обеспечение качества данных получила сеть «Магнит», создавшая платформу управления данными Magnit Data. Команде проекта удалось позиционировать новую платформу как экосистему по управлению данными для каждого, кто работает с данными и аналитикой. Она оказала заметное влияние на ежедневную работу сотрудников – например, в 10 раз снизилось время, которое тратят пользователи на запрос доступа к данным и на 15% выросло количество активных пользователей корпоративного хранилища и BI-системы «Магрепорт».

За достижения в подготовке специалистов по управлению данными наградили Ассоциацию больших данных и ее программу FIT Academy Russia, оказывающую большое влияние на рынок путем подготовки сертифицированных специалистов по управлению данными. Запуск этой программы, выпускающей экспертов, подготовленных по международным стандартам, призван помочь в решении проблемы дефицита data-специалистов на российском рынке.

В этом году организаторы обратили внимание на увеличение числа проектов, направленных на увеличение эффективности работы с клиентами и повышение их лояльности. Как результат, в рамках Data Award появилась номинация «За клиентоцентричность». Данная награда была присуждена Альфа-банку за создание платформы для работы с сервисными отклонениями. Как отметила Анна Кабанец, директор по CX стратегии Альфа-Банка, представившая этот проект, финансовая отрасль задает тренд в области работы с клиентами. Самое важное – не только накапливать данные, но и научиться с ними работать, получая прикладной эффект. Бизнес должен своевременно реагировать на обратную связь от клиентов и быстро улучшать свои процессы.

С самого первого сезона учредитель премии издательство «Открытые системы» присуждает приз «За вклад в популяризацию профессии». Данной наградой отмечают как персональный вклад человека, так и усилия компании по продвижению подходов по управлению данными. Один из призов достался Александру Константинову, коммерческому директору «Юниверс Дата». Особое место в цепочке реализованных им проектов занимает издание книги «Ценность ваших данных», ставшее знаковым событием для рынка.

Вторая премия за популяризацию досталась Екатерине Барабановой, директору по развитию персонала «Ростелекома». В этом году компания отмечена за создание мощного сообщества профессионалов. Кроме того, «Ростелеком» известен инициативами по развитию внутренней культуры работы с данными, широко освещая эту деятельность.

В поисках новых решений

В нынешнем году у выросло число партнерских номинаций Data Award. Это позволило расширить охват проектов, увеличить число лауреатов и сделать борьбу участников более динамичной. Партнеры Data Award отметили сильных участников, которым не хватило совсем немного для победы в основных номинациях.

Так, премиум-партнер «Сбербанк» в номинации «Данные без границ» вручил приз компании «Дата-Центр Автоматика» за реализацию концепции Continuous Intelligence. Это направление в рамках управления данными пока более никем не представлено, а сам термин даже не переведен на русский язык.

«Данные являются кровью систем ИИ, и обеспечение доступности данных – ключевая задача всех, кто работает с ними. В этом году среди участников мы увидели очень интересный проект в области промышленных данных, позволяющий специалистам различного уровня принимать решения в режиме реального времени», – пояснила Мария Поликанова, управляющий директор SberData и член экспертного совета Data Award.

В рамках номинации «За интеллектуальную работу с клиентами», учрежденной ЛАНИТ и CleverData, был выделен «Ростелеком» с проектом определения наиболее перспективных для работы сегментов клиентов. Казалось бы, тема персонализации глубоко изучена и широко всеми применяется, но тем не менее в ней до сих пор есть огромное пространство для развития, в том числе повышение качества рекомендаций, интеграция с другими сервисами, решение проблем масштабируемости.

В «Ростелекоме» разработаны модели ИИ, помогающие определять сегменты клиентов, с которыми необходимо работать. Выстроенные модели затрагивают как потенциальных, так и действующих клиентов. Важной их частью является аргументация – создается «портрет» клиента и выявляются причины его склонности к тому или иному продукту. Это позволяет верно выстроить диалог с клиентом и привести ему убедительные аргументы. В результате произошло увеличение конверсии по действующим клиентам в шесть раз, по потенциальным клиентам – в четыре раза, а средний чек вырос на 15%.

Arenadata отметила сеть «Бургер Кинг» в номинации «За успехи в повышении производительности платформы данных». Трансформация инфраструктуры данных стала для «Бургер Кинг» стратегическим вектором развития, открывающим дорогу к принятию решений на основе данных. Переход на новую платформу позволил оптимизировать работу бизнес-систем и сделал возможным решение многих аналитических задач.

«Награда Data Award – это символ развития нашей отрасли. Данные начинают играть огромную роль в бизнесе и обществе. Мы стремимся помогать бизнесу принимать взвешенные и эффективные решения и будем делиться своими достижениями, ставя новые цели и достигая их», – сказал Александр Кулиев, директор офиса данных «Бургер Кинг».

«Технологии Доверия» в номинации «За открытие новых звезд» присудили приз компании «Айкумен – ИБС» за платформу разработку платформы TeqViser. Выявление новых рынков, перспективных технологий и методов их использования в условиях переизбытка информации тоже требуют подхода на основе данных. Принятие стратегических решений является критически важным процессом, где стоимость ошибки крайне высока. Автоматизировать работу аналитиков для решения части этих задач позволяет платформа TeqViser.

***

12 сентября издательство «Открытые системы» проводит форум «Интеллектуальное предприятие». С многими проектами, вызвавшими наибольший интерес в рамках премии Data Award 2024, можно будет познакомиться поближе там.