В канун Всемирной недели питания и гидратации появилось сообщение об интригующем открытии – оказывается, фотографиям реальных продуктов потребители, как правило, предпочитают изображения, созданные искусственным интеллектом, особенно когда не знают об их истинной природе. Результаты соответствующего исследования были опубликованы в журнале Food Quality and Preference. Симметрия, эффектные формы, глянец, удачное освещение и цвет, используемые искусственным интеллектом, делают изображения продуктов более привлекательными в глазах человека.
При этом визуальные эффекты, предлагаемые искусственным интеллектом, не только помогают экономить за счет снижения затрат на фотосессии, но и усиливают риски возникновения у потребителей «визуального голода» – явления, при котором просмотр изображений продуктов пробуждает аппетит и повышает тягу к ним. Это может способствовать формированию нереалистичных ожиданий в отношении продуктов питания.
В ходе эксперимента, в котором принимали участие 297 человек, людям было предложено оценить реальные и сгенерированные искусственным интеллектом фотографии по шкале от «совсем не аппетитно» до «чрезвычайно аппетитно». На изображениях присутствовали самые разные продукты: от яблок и моркови до шоколадных коктейлей и картофеля фри. Когда участникам заранее объявляли историю создания каждого изображения (путем реальной фотосъемки или с помощью искусственного интеллекта), они, как правило, находили реальные и сгенерированные образы одинаково привлекательными. Но при отсутствии такой информации версия, созданная искусственным интеллектом, неизменно называлась гораздо более аппетитной по сравнению с изображением реальной еды.
Исследователи обнаружили также, что на изображениях, сгенерированных искусственным интеллектом, особое внимание уделяется продуктам с высокой энергетической ценностью – увеличивается объем картофеля фри или в десерт добавляется больше взбитых сливок. А поскольку людям присуще эволюционное стремление отдавать предпочтение продуктам с более высокой энергетической ценностью, ИИ таким образом стимулирует употребление нездоровой пищи. Кроме того, постоянное улучшение изображений продуктов питания с помощью искусственного интеллекта порождает завышенные ожидания со стороны потребителей и наносит потенциальный ущерб усилиям, направленным на устойчивое развитие с сохранением окружающей среды.