«Транспортная отрасль неожиданно оказалась в числе лидеров по цифровизации, причем по всем видам передовых разработок. Она в числе первых использует предлагаемые инновации, иногда даже не дожидаясь государственной поддержки», — подчеркнул Максут Шадаев, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, в рамках форума «Цифровая транспортация», посвященной современным технологиям в сфере транспорта и логистики. Пленарная сессия форума была посвящена основным цифровым достижениям отрасли в 2022−2023 годах, а также главным проектам на 2024−2025 годы.
Максут Шадаев: «Транспортная отрасль неожиданно оказалась в числе лидеров по цифровизации, причем по всем видам передовых разработок. Она в числе первых использует предлагаемые инновации, иногда даже не дожидаясь государственной поддержки» |
Как отметил Шадаев, Минцифры и Минтранс традиционно очень близки, и не случайно их даже объединяли на короткое время в 2003 году. Успехи в отрасли очевидны: авиакомпании максимально оперативно перешли на отечественные системы бронирования билетов и розыска багажа, на транспорте активно внедряется электронный обмен документами, на трассах появляются беспилотные автомобили, а для дорог появляются инфраструктурные стандарты – все новые дороги проектируются как «умные». Ярким примером частной инициативы стало создание цифровых двойников портов, реализуемое транспортной группой FESCO. Реализация этого проекта позволяет оптимизировать взаимодействие бизнеса и контрольных органов c целью максимально быстрого пропуска грузов и даже может стать основой для создания национальной платформы. По словам Шадаева, перед его министерством действительно стоит цель запуска национальной платформы в сфере логистики совместно с Минтрансом. «Мы идем по пути платформизации, чтобы выровнять ситуацию с ИТ внутри региональных и муниципальных органов власти и перевозчиков, обеспечив облачные сервисы для всех участников», — сказал Шадаев.
Импортозамещение, и не только
Дмитрий Баканов, заместитель министра транспорта РФ, выделил несколько ключевых направлений цифровизации отрасли. Во-первых, это сфера такси, которая на протяжении последних 15 лет практически не регулировалась. Все 453 тыс. единиц транспорта, работающих в сфере извоза, сейчас зарегистрированы в ГИС «Такси», поверх которой запущено 12 госуслуг. Ежемесячно более 850 тыс. человек, садясь в такси, проверяют по QR-коду легальность перевозчика.
Дмитрий Баканов: «Нам необходимо полностью отказаться от бумаги – это то, без чего не обойтись при построении электронных сервисов. Эти проекты, первые из которых уже показали успех, будут расширяться» |
Вторым ключевым направлением стал переход на отечественные системы бронирования авиабилетов. Здесь даже удалось достичь конкурентности: на этом рынке присутствуют два российских решения. Еще одно важное направление усилий – внедрение электронного документооборота на транспорте, в том числе в грузоперевозках и каршеринге.
«Нам необходимо полностью отказаться от бумаги – это то, без чего не обойтись при построении электронных сервисов. Эти проекты, первые из которых уже показали успех, будут расширяться», — заявил Баканов. Так, в Мосгортрансе в нынешнем году был оформлен первый в России электронный путевой лист.
«Мы рады, что Минтранс лидирует в области цифровизации. Нам это сильно помогает, создавая правовую основу для запуска многих проектов, одним из которых и стало внедрение электронных путевых листов», — согласился Николай Асаул, генеральный директор Мосгортранса. Заметной точкой применения инноваций становятся электробусы, куда, по словам Асаула, «так и просится цифровизация» для повышения эффективности и безопасности. Например, к ним относятся система «антисон», реагирующая на признаки утомления водителя, а также автоматизация предрейсового контроля.
Антон Мацкевич, заместитель генерального директора «Аэрофлота», рассказывая о проектах импортозамещения, отметил, что за 2023 год специалисты Ростеха выполнили 740 доработок системы бронирования билетов «Леонардо», в том числе крайне критичных для бизнеса. Кроме того, полностью замещены системы развлечений на борту, приложение для летчиков и система для бортпроводников. К концу 2024 года планируется завершить создание системы планирования перевозок в режиме реального времени, а также объединить и импортозаместить системы лояльности.
«В стране за последние годы в полтора раза выросла интенсивность дорожного движения – как следствие, дорожная деятельность на подъеме. Ни в одной стране нет такой сети по охвату, и всем надо управлять», — констатировал Роман Новиков, руководитель Федерального дорожного агентства. Над всеми семью госуслугами, оказываемыми агентством, ведется работа по их цифровизации. Самой востребованной из них является выдача разрешений на передвижение негабаритных грузов. Срок ее предоставления уже сократился с 19 до 5 дней и будет снижаться дальше. Отдельно Новиков упомянул такое направление работы Росавтодора, как проектирование безопасности дорожного движения с помощью информационных систем. Вероятность появления негативных ситуаций и их последствия должны оцениваться еще до их реального возникновения.
Тембот Керефов: «Особую гордость вызывает средняя логистика с использованием коммерческого транспорта, наибольший рост в 2023 году наблюдается именно здесь. Мы существенно повысили удобство и прозрачность в этой области, приблизив ее по уровню к доставке еды» |
Тембот Керефов, генеральный директор «Яндекс.Доставки», напомнил, что взрывной рост доставки и мелкой логистики в целом наблюдается, потому что такие сервисы крайне удобны клиентам. «Особую гордость вызывает средняя логистика с использованием коммерческого транспорта, наибольший рост в 2023 году наблюдается именно здесь. Мы существенно повысили удобство и прозрачность в этой области, приблизив ее по уровню к доставке еды», — подчеркнул он. Отдельным направлением стала работа с теми, у кого есть стабильный товаропоток. Таких клиентов удается состыковывать с владельцами мелкого коммерческого транспорта. По мнению Керефова, в будущем мы будем все чаще замечать вокруг себя небольших роботов-доставщиков. Это позволит заметно снизить затраты на курьеров.
Как согласились участники форума, транспортной отрасли важно нащупать места, где можно рассчитывать на технологическое лидерство, и наиболее активно работать в этих направлениях. Не следует забывать, что транспортная отрасль имеет существенное влияние на социальную сферу, так как стоимость доставки является составной частью себестоимости продуктов и услуг. Потенциальный эффект от цифровизации логистики может быть очень высок.