26 апреля в Москве прошел форум «Гиперавтоматизация-2023», организованный издательством «Открытые системы». Это единственный в России форум, посвященный слагаемым проектирования, создания и развертывания инфраструктур цифровой трансформации. Участники форума познакомились с отраслевыми кейсами, приняли участие в дискуссии с признанными экспертами и лидерами команд разработки из крупнейших организаций страны.
Обсудить эти и другие злободневные вопросы вместе с лучшими экспертами-практиками собрались топ-менеджеры, руководители функциональных подразделений и направлений, ведущие специалисты, директора по развитию бизнеса и цифровой трансформации, бизнес-руководители, руководители проектов и продуктов, бизнес-аналитики, консультанты, специалисты по реинжинирингу бизнес-процессов и эксперты по работе с данными, представители органов власти и управления, профильных ассоциаций и союзов.
«Несмотря на подхваченный предприятиями, отдельными отраслями и даже целыми государствами лозунг `цифровой трансформации` реальная трансформация случается редко. Цифровизация есть, а трансформации – нет. При этом не оспаривается важность такой трансформации, однако реализовать ее без практических рекомендаций и грамотного применения технологий бизнес-аналитики, управления бизнес-процессами, DevOps, RPA и Low-code/no-code непросто – универсальные рецепты не работают. Задача форума – разобраться в проблемах цифровой трансформации», — отметил Дмитрий Волков, программный директор конференций издательства «Открытые системы».
Представители самых разных отраслей поделились с участниками форума поучительным кросс-отраслевым опытом трансформации, а также своим видением перспектив гиперавтоматизации. Так, Анна Тулякова и Максим Сулимов, Б1, осветили возможности и ограничения гиперавтоматизации, особенности ее применения и перспективы. Марина Аншина из Российского союза ИТ-директоров, сфокусировала внимание на анализе рисков и возможностей цифровизации, принципах доверия к цифровым технологиям, а также на опыте выполнения конкретных проектов цифровизации.
Какие аспекты и технологии гиперавтоматизации действительно инновационны и полезны, а какие – лишь «хайп» или уже освоены предприятиями на предыдущих волнах ажиотажа вокруг цифровой трансформации? Ринат Гимранов, «Сургутнефтегаз», ответил на этот и другие вопросы, связанные с прагматичным подходом к гиперавтоматизации в контексте актуальных задач программно-технологического суверенитета.
Чтобы стать «цифровым чемпионом», надо изменить модель ведения бизнеса, а также взгляды сотен и даже тысяч сотрудников, включая их руководителей на то, как должны вестись дела и выполняться бизнес-процессы. Реальные примеры такой трансформации привел Анатолий Белайчук, ABPMP Russian Chapter. А Константин Зайцев, «Росатом», разобрал предпосылки оптимизации бизнес-процессов и рассказал о применении собственных цифровых решений, обеспечивающих технологическую независимость и включающих платформу low-code поддержки внедрения инновационных методологий и решений для оптимизации бизнес-процессов.
Александр Мусихин, Банк «Открытие», и Константин Артемьев, Sherpa RPA, поделились опытом применения Sherpa Process Discovery – инструмента бизнес-аналитика для выявления бизнес-процессов, имеющих высокий потенциал роботизации, а также обнаружения не очевидных точек роста бизнеса. Поиску скрытого потенциала для автоматизации посвятили совместный доклад Елизавета Поваляева, «Газпромбанк», и Александр Бочкин, «Инфомаксимум». А Ирина Бойкова, «Газпромнефть», познакомила слушателей с архитектурой и особенностями эксплуатации единого центра мониторинга сети автозаправок, который позволил сократить затраты на сервисное обслуживание АЗС, минимизировать простои и потери топлива. В свою очередь, Сергей Киселев, «Центр развития цифровых платформ», рассказал о выполняемых сейчас в России и странах ЕАЭС проектах по отслеживанию транзитных перевозок с помощью электронных навигационных пломб и преимуществах, которые получат участники перевозок в результате перевода процесса контроля транзита на цифровую платформу. На форуме был также представлен опыт таких крупных организаций как ВТБ, ММК, РЖД, «Ростелеком», НПФ «Благосостояние», «Фора-банк» и X5 Group.
О преимуществах применения компьютерного зрения в промышленности рассказал Александр Даржаин, SimbirSoft, описав реальные кейсы и запросы российских предприятий на разработку решений машинного обучения, а также проанализировав опыт реализации соответствующих проектов, условия и результаты внедрения новых технологий, позволяющих трансформировать производственные бизнес-процессы. Николай Комраков, «Гринатом», рассмотрел искусственный интеллект как ускоритель цифровой трансформации, а Александр Дегтярев, Puzzle RPA, поделился рецептом, как на порядок увеличить производительность бизнес-процессов.
Интересная дискуссия на тему «Как RPA, чат-боты и искусственный интеллект преобразуют бизнес-процессы?» состоялась в интерактивной части форума. Роман Налепов, ГК «Основа», рассказал об использовании искусственного интеллекта в корпоративной среде, о том как сделать умного ассистента для сотрудников и партнеров. Екатерина Федотова, «Сравни.ру», поделилась опытом внедрения робота в процесс обслуживания клиентов и объяснила, какие шаги обеспечили успех проекту. В свою очередь, Александр Носков, «Альфа Капитал», проанализировал свой кейс внедрения чат-бота для обслуживания клиентов. Обсуждение кейсов внедрения искусственного интеллекта в российских компаниях модерировал Сергей Попов, Naumen.
RPA-системы призваны помочь в эффективном использовании человеческого ресурса, но на практике это происходит не всегда, и зачастую — из-за ошибочных представлений и способов внедрения самой технологии. Как этого избежать, объяснил Павел Борченко, Robin. Илья Кочетов, Primo RPA, рассказал об организации работы центров компетенции программной роботизации бизнес-процессов и проанализировал опыт применения инструментов и технологий, используемых предприятиями для совершенствования процесса роботизации.
Важная часть программы форума — обсуждение особенностей выбора адекватного задачам инструментария, прежде всего решений российских вендоров. К примеру, Никита Маркелов, «Диасофт», представил возможности микросервисной BPM-платформы для построения решений фронт-офисного обслуживания, автоматизирующих все бизнес-процессы работы с клиентами. Константин Артемьев, Sherpa RPA, рассказал как «роботы делают роботов», а Сергей Ложкин и Валентин Драздов, PIX Robotics, — как происходит переход от роботов к экосистеме.