Компания Apple сообщила, что за последние три месяца 2022 года ее выручка в годовом исчислении уменьшилась на 5%, хотя проблемы с цепочкой поставок, похоже, уже решены, а парк активных устройств достиг двух миллиардов.
Выручка Apple в первом финансовом квартале составила 117,2 млрд долл., что на 5% меньше показателей предыдущего года. Несмотря на ряд ярких моментов, в целом финансовый отчет подтвердил, что в последние три месяца 2022 года у компании возникли трудности с поставками iPhone, усугубленные воздействием сильного доллара.
Общие цифры говорят сами за себя.
— Объем продаж готовых продуктов составил 96,3 млрд долл. по сравнению со 104,4 млрд долл. в 1 квартале 2022 финансового года.
— Продажи услуг выросли до 20,7 млрд долл. по сравнению с 19,5 млрд долл. годом ранее.
Основными проблемами руководство Apple считает сложную валютную конъюнктуру и трудности, связанные с цепочками поставок. Выручка компании устойчиво росла при условии «постоянства валютной основы». А поскольку в рассматриваемый период постоянство валютного курса оставляло желать лучшего, выручка в итоге сократилась.
Но все могло быть еще хуже. В Apple ожидали, что сильный доллар приведет к уменьшению выручки компании на 10%, на практике же снижение ограничилось 8%.
Примечательно, что расходы на исследования и разработки заметно выросли – с 6,3 млрд долл. в первом квартале 2022 финансового года до 7,7 млрд долл. в недавно завершившемся квартале. Это весьма существенный рост, и в течение ближайших 12 месяцев Apple готовится представить целый ряд новых продуктов и сервисов.
Квартальная выручка действительно снизилась по сравнению с аналогичным кварталом предыдущего года, но стоит напомнить, что с 2018 года она постоянно увеличивалась. Кроме того, по итогам квартала доходы на акцию, а также выручка от продажи iPhone и сервисов стали вторыми по величине за всю историю компании.
По словам генерального директора Тима Кука, продажи сервисов продолжают расти, а число активных устройств в рамках уже имеющегося парка достигло 2 млрд единиц. За последние семь лет объем парка устройств удвоился.
Что касается аппаратного обеспечения, во всех категориях, за исключением iPad и сервисов, был зафиксирован спад. При этом продажи iPhone снизились примерно на 6 млрд долл. Сокращение продаж Mac объясняется замедлением цикла замены и развертывания оборудования, вызванным пандемией COVID. Замедление может отражать и более позднее, чем ожидалось, обновление продуктов в январе.
Apple больше не сообщает об объемах продаж конкретных моделей iPhone, но спад, вероятно, свидетельствует о том, что потребители склоняются к устройствам старшего класса и реже обновляют их. По словам Кука, создается впечатление, что потребители стремятся заполучить наилучшее устройство, которое только могут себе позволить.
В отчете приводятся следующие цифры продаж.
— iPhone: 65,7 млрд долл., снижение на 8% с 71,6 млрд долл.
— Mac: 7,7 млрд долл., снижение на 28,6% с 10,8 млрд долл.
— iPad: 9,3 млрд долл., рост на 29,6% с 7,2 млрд долл.
— Носимые и домашние устройства, а также аксессуары: снижение с 14,7 млрд долл. до 13,4 млрд долл.
— Сервисы: 20,7 млрд долл., рост на 6% с 19,5 млрд долл.
Как и предупреждали в Apple в прошлом году, именно поставки iPhone оказали наиболее негативное влияние на квартальные результаты. «По нашим, пусть и не абсолютно точным оценкам, продажи iPhone выросли бы в течение квартала, если бы не дефицит поставок», – признал Кук после публикации отчета о финансовых результатах.
В условиях дальнейшего роста популярности iPhone потребители «готовы напрячься по-настоящему, чтобы получить самое лучшее, что могут себе позволить в этой категории». После получения окончательного подтверждения их выбора в пользу моделей Pro, об этом можно будет говорить с полной уверенностью.
В Apple утверждают, что проблемы с цепочками поставок в значительной степени уже решены. «Для большинства продуктов у нас уже создан приличный квартальный запас», – заявил Кук. Компания продолжает инвестировать в новые производственные цепочки.
В Индии и Мексике зафиксирован рекордный уровень числа людей, решивших перейти на продукцию Apple. Согласно опросам, 98% клиентов вполне удовлетворены iPhone.
Говоря о продажах ПК, Кук выразился об этом так: «Индустрия сталкивается с серьезными вызовами. Я не знаю, как сложится этот год, поэтому не хочу давать никаких прогнозов. Но, оценивая долгосрочные перспективы, стоит обратить внимание на сложившийся рынок вполне разумных размеров, где наша доля невысока, а наличие Apple Silicon сулит нам конкурентные преимущества. В стратегическом плане мы хорошо позиционированы, хотя в краткосрочной перспективе, думаю, нам будет непросто».
Переход на Apple Silicon продолжает приносить выгоду. Уровень удовлетворенности пользователей компьютерами Mac достиг 96%, а развернутый парк этих компьютеров бьет рекорды во всех географических регионах. Продажи iPad выросли, а парк устройств достиг нового максимума.
Кук обсудил также вопросы выпуска Apple Silicon на готовящемся к открытию фабрики TSMC в Аризоне. «Нужно исходить из того, что мы станем крупнейшим клиентом TSMC в Аризоне», – подчеркнул он.
Кук подтвердил ключевые достижения в области сервисов.
— Более 935 млн платных подписок, что на 150 млн превышает прошлогодние результаты и в четыре раза – результаты, достигнутые пять лет назад.
— Относительный рост выручки от подписки на App Store выражается двузначными числами.
— Целый ряд рекордов за всю историю существования компании был продемонстрирован в самых разных категориях, включая облачные сервисы, распространение музыки и платежные сервисы.
Но еще более важным представляется усиление интереса к сервисам Apple.
Компания подтвердила ранее сделанные заявления о том, что в последний сезон рождественских распродаж было зафиксировано рекордное количество оплат через сервис Apple Pay.
В Apple подтвердили, что снятие Китаем ограничений, обусловленных пандемией, способствовало улучшению бизнеса компании в этой стране. Хорошая новость для всех западных люксовых брендов.
«После возобновления работы в декабре мы наблюдаем увеличение трафика по сравнению с ноябрем», – констатировал Кук. Apple продолжает инвестировать в развивающиеся рынки. Уже прозвучали заявления о существенном росте в Бразилии, Мексике, Индии, Индонезии, Таиланде и Вьетнаме. В Индии и Вьетнаме продажи iPhone достигли рекордного уровня.
«По сути, мы берем то, чему научились в Китае, и применяем полученный опыт в других местах», – пояснил Кук.
Компания заявляет, что темпы внедрения сервисов на всех рынках растут примерно одинаково, а взаимодействие клиентов с ее оборудованием трансформируется во взаимодействие с ее сервисами.
Хотя руководство Apple и пыталось придать результатам позитивный оттенок, речи о том, что все безоблачно, не шло. Ожидается, что продажи iPhone в следующем квартале увеличатся, а продажи Mac и iPad снизятся, причем спад в годовом исчислении будет выражаться двузначными числами.
«Мы ожидаем снижения результатов на пять процентных пунктов по сравнению с прошлогодними, – указал финансовый директор Apple Лука Маэстри. – В целом же, показатели выручки в мартовском квартале должны быть примерно аналогичны декабрьскому кварталу».
Валовая прибыль при этом составляет от 43,5% до 44,5%.
Людей Apple пока не увольняет. По словам Кука, процесс приема на работу действительно замедлился и носит более стратегический характер, но компания по-прежнему рассматривает увольнения как «последнее средство», которого всячески хотелось бы избежать.
Результаты Apple отражают общую тенденцию спада, характерную для ИТ-индустрии. В следующем квартале и Amazon, и Alphabet ждут дальнейшего ослабления на основных рынках, а Apple, хотя и признает слабость, но видит тем не менее причины для дальнейшего роста.
Аналитики чувствуют, что в Apple с оптимизмом ожидают мощного импульса к дальнейшему развитию. Справившись с производственными трудностями, компания смогла пережить год, наполненный серьезными экономическими и геополитическими потрясениями, лучше, чем другие крупные производители смартфонов.
Важно, что результаты продаж сервисов превзошли ожидания, и установленная база оборудования Apple продолжает расти (более 2 млрд активных устройств; общий парк iPhone превышает в 1,2 млрд единиц).
Неудачей для Apple закончились только три из почти 60 кварталов. Несмотря на дефицит, основной бизнес не пострадал. Клиентская база Apple по-прежнему влюблена в ее продукты и лояльна к ним.