Появившись на «цикле хайпа» Gartner в 2005 году, к 2018-му дополненная реальность прошла стадии от «технологического триггера» до «избавления от иллюзий», после чего... исчезла. Как объяснили тогда аналитики Gartner, это значит, что технология так быстро достигла зрелости, что уже не считается новой и потому не заслуживает места на графике. О «преодолении недостатков» и «плато продуктивности» — последних стадиях цикла Gartner речи при этом не шло.
Экспериментальные системы для наложения цифровых данных на изображение реального мира начали появляться еще в начале второй половины XX века, а первые шлемы дополненной реальности были созданы в начале 2000-х годов. В 2015 году Microsoft анонсировала AR-шлем HoloLens, а в 2019-м — значительно усовершенствованный HoloLens 2.
Параллельно развивался рынок геймерских гарнитур виртуальной реальности. Но в результате разочарования AR- и VR-устройствами, которые разрабатывались в рамках широко разрекламированной концепции «метавселенных», в 2023 году их поставки, по данным IDC, упали на 8,3%. Сейчас, по сведениям Gartner, доля пользователей AR/VR-гарнитур среди целевой аудитории не превышает единиц процентов.
Одним из факторов, способствующих прошлогоднему снижению продаж, стало ожидание выхода гарнитуры дополненной реальности Vision Pro, которую Apple анонсировала летом прошлого года и выпустила в продажу в США в начале февраля. На нынешний год в связи с дебютом гарнитуры Apple в IDC прогнозируют резкий рост рынка подобных устройств — на 46%.
Еще накануне выхода Vision Pro был сделан целый ряд анонсов, касающихся AR- и VR-устройств, — на январской международной выставке потребительской электроники CES и перед ней.
При цене в США около 3,5 тыс. долл. Vision Pro — явно не для массовой аудитории. В IDC прогнозируют, что за этот год будет продано лишь около 200 тыс. устройств, в основном бизнес-пользователям. Однако возможности AR-гарнитуры Apple, которые получают положительные отзывы в обзорах, похоже, ориентированы в основном именно на потребителя: хвалят, прежде всего, просмотр фильмов на виртуальном экране огромного размера. Согласно отзывам, благодаря высококачественному объемному звучанию и возможности мгновенно сменить обстановку «кинотеатра», например, на пляж или природный ландшафт под звездным небом, приятных впечатлений от просмотра фильмов гораздо больше, чем в реальных кинозалах. Для Vision Pro также адаптировали несколько игр, которые могут «взаимодействовать» с окружающей обстановкой. Кроме того, специально для гарнитуры Apple снято несколько 3D-фильмов, позволяющих зрителю стать практически соучастником действия.
Вместе с тем, большинство обозревателей перечисляют немало недостатков: очень маленький ресурс батареи — заряда не хватает на просмотр даже одного фильма целиком; сама батарея внешняя, соединяется с Vision Pro шнуром и при случайном отсоединении резко прерывает работу устройства; тяжесть гарнитуры, больше 600 г, и вызванный этим дискомфорт — многие пишут о сильном давлении на переносицу; сложность работы с пользовательским интерфейсом — в частности, скорость набора текста на виртуальной клавиатуре намного ниже, чем на физической; ощутимо более низкое разрешение реального мира на экранах гарнитуры по сравнению с привычным. Есть претензии к внешнему виду устройства — «словно это пародия на Apple». О цифровых репрезентациях пользователя, которые Vision Pro создает для бесед по видеосвязи, говорят, что они выглядят для собеседников жутковато из-за эффекта «зловещей долины».
За последнее время появился ряд сообщений о том, что покупатели возвращают гарнитуру Apple в связи с перечисленными недостатками и проблемами с самочувствием — тошнотой из-за «укачивания» и головными болями. Насколько велики масштабы возврата, впрочем, пока не ясно. Автор обзора из IGN приходит к выводу о том, что AR-гарнитура Apple лишь демонстрирует будущие возможности и сегодня фактически еще «никому не нужна», однако по его словам, если бы у него были деньги, он бы приобрел ее не раздумывая — ради «фантастических впечатлений», которые получаешь при пользовании Vision Pro.
Apple избегает называть устройство гарнитурой дополненной реальности, предпочитая термин «пространственный компьютер». Прямых конкурентов у Vision Pro пока нет, но объявления о похожих и близких разработках были. Sony, например, объявила, что в этом году выпустит шлем смешанной реальности для профессионалов индустрии развлечений и инженеров. Его основой станет чипсет Qualcomm XR+ Gen 2, специально рассчитанный на устройства смешанной реальности. Он поддерживает дисплеи 4К, до 12 камер и полноцветное отображение окружающей обстановки с низкой задержкой — как и Vision Pro. Этот же чип скорее всего будет использоваться в шлеме смешанной реальности, который создается в рамках совместного проекта Samsung и Google и который тоже, вероятно, появится в этом году.
На CES также демонстрировалось несколько моделей очков дополненной реальности. К примеру, очки Air 2 Ultra компании Xreal весят всего 80 г, что дает им существенное преимущество перед гарнитурами. Однако компактность подобных очков достигается за счет того, что они работают в паре с компьютером, с которым они соединяются кабелем.
В целом эксперты сходятся во мнении о том, что выход «пространственного компьютера» Apple, безусловно, стал катализатором рынка устройств дополненной и виртуальной реальности, однако в этом году массового спроса на них ждать еще не приходится.