С усилением тренда на цифровой суверенитет ERP на базе «1С» уже не один год теснили зарубежные решения. В этом году процесс активизировался: иностранные вендоры ушли с рынка, и их заказчики остались без техподдержки и продления лицензий. Однако миграция, особенно экстренная, – крайне болезненный процесс, а 1C:ERP не может в одиночку заменить полнофункциональное решение SAP. Ситуация усугубляется проблемами с приобретением нового оборудования, которое в текущих реалиях приходится ждать долгие месяцы. Чуть ли не единственным выходом для многих компаний становится внедрение «1С» на облачной платформе. Этой теме был посвящен онлайн-митап «1С в облаке – полет нормальный», в ходе которого эксперты «Крок» поделились своим видением происходящего на рынке и дали рекомендации по минимизации рисков.
Компаниям стало нечего опасаться
Трендом этого года стала локализация бизнеса, когда западные компании передают в другие руки свои российские представительства. Когда организация «отпочковывается» и получает независимость, во всех случаях без исключения приходится строить отдельный, полностью автономный ИТ-ландшафт. Эти проекты сопровождаются переездом корпоративной системы (чаще всего SAP) из зарубежных облаков на российские мощности. Как отметил Максим Березин, директор по развитию бизнеса «Крок Облачные сервисы», есть и храбрецы, параллельно проводящие миграцию на «1С», причем их доля не так уж мала и составляет почти 50%.
По словам Березина, все проекты хостинга SAP, которые рассматривались заказчиками в 2021 году, проходили примерно по одной схеме: компании обращались с задачей размещения продуктивного решения SAP в облаке и выдвигали массу условий. Чтобы не лишиться техподдержки SAP, им обязательно требовалось сертифицированное оборудование, вплоть до мелочей, а в качестве гипервизора устраивал только VMware. Приходилось сталкиваться со множеством барьеров, и в результате до реализации такие проекты доходили в единичных случаях.
Максим Березин: «Уход западных производителей снял многие ограничения, в том числе и в головах руководителей. Выяснилось, что SAP отлично работает даже в несертифицированном облаке, а российские подрядчики способны осуществлять качественную поддержку» |
В 2022 году произошел перелом: поддержка вендоров была потеряна, и компаниям стало нечего опасаться. Актуальной стала другая задача: найти провайдера, способного не только разместить, но и взять на поддержку ERP-систему.
«Уход западных производителей снял многие ограничения, в том числе и в головах руководителей. Выяснилось, что SAP отлично работает даже в несертифицированном облаке, а российские подрядчики способны осуществлять качественную поддержку», — констатировал Березин.
Более половины проектов, реализованных облачным подразделением «Крок» в 2022 году, составили миграции продуктивных ERP в облако – их было более 15. Все эти проекты объединяет то, что они были срочными, миграция происходила очень быстро. В результате появилось понятие «шоковая локализация», когда компании либо отключают систему вовсе без предупреждения, либо дают на переход буквально пару недель. И если перенести существующий SAP в облако за две недели вполне реально, то новую систему создать не удастся. Попытки перехода на «1С» в условиях подобного цейтнота – героический поступок.
Серое, отечественное и Китай
В 2020-2021 годах, когда приобретенное оборудование доставляли довольно быстро, заказчики все-таки предпочитали размещать ERP-системы на собственной площадке. Сейчас ситуация радикально изменилась, что заставляет активно искать альтернативы.
Один из возможных вариантов – присмотреться к китайским производителям «железа», у которых немало достойных продуктов. Время поставки такого оборудования примерно такое же, как у западных систем в прошлом году, и по цене оно сопоставимо с оборудованием, ввозимым по параллельному импорту. Однако китайские решения не знакомы большинству компаний, и мало кто хочет экспериментировать, перенося на них бизнес-критичные системы. «Мы серьезно поработали в этом направлении и можем поделиться опытом», — заявил Березин.
Кроме того, «Крок» много экспериментировал с отечественным оборудованием, протестировав абсолютно все решения, представленные на рынке. Самые раскрученные российские бренды стоят в полтора-два раза больше, чем аналогичные по возможностям устройства Dell. А на оборудование, внесенное в реестр Минпромторга, к тому же выстроились огромные очереди, которые достигают 8-9 месяцев.
«Мы используем серверы Dell в нашей облачной инфраструктуре с 2009 года, и после всех экспериментов продолжили использовать обычные двухъюнитовые серверы Dell», – рассказал Березин.
Опыт участников рынка в процессе реализации проектов в 2022 году показал, что серверы Dell едут в Россию 2-3 месяца, системы хранения NetApp среднего класса – 4 месяца, а оборудование Cisco – 12-14 месяцев. Более года – это уже критично, поэтому в «Кроке» для выделенных инсталляций рекомендуют использовать сетевые решения китайского производителя Maipu, которые по своим качествам более всего похожи на Cisco и доставляются «всего» за шесть месяцев.
Таким образом, если речь идет о создании выделенной инфраструктуры для установки ERP, то этот проект не может занять менее полугода. В случае «отключения рубильника» у компании практически нет других вариантов, кроме как переехать в облако. При этом важно, что облака на платформе VMware также остались без поддержки, в них накапливаются незакрытые уязвимости, превращая инфраструктуру в бочку с порохом. Имеет смысл обращать внимание на провайдеров, использующих в своем облаке продукты с возможностью доступа к исходному коду – это должен быть либо open source, либо российская разработка.
Миграция на «1С» с творческим подходом
«В этом году на рынке ERP происходят тектонические изменения. Внедрение таких систем всегда вызвано сильными раздражителями: никто в спокойных условиях не будет экстренно внедрять, и тем более перевнедрять, ERP», — подчеркнул Андрей Киселев, менеджер по продвижению решений «ERP и финансы» в «Крок». В этом году 70% запросов вызвано именно локализацией бизнеса, когда компания продолжает работу в России, но отключается от глобальной экосистемы. Здесь в полный рост встают задачи импортозамещения, создания инфраструктуры, внедрения российских ERP и других бизнес-приложений.
Еще 20% запросов поступает от компаний, которые приняли стратегию перехода на российский ИТ-ландшафт. Как ожидает Киселев, в следующем году начнется много мега-проектов по миграции крупных компаний с SAP и Oracle на «1С». Наконец, никуда не делся еще один небольшой сегмент компаний, у которых внедрение ERP было запланировано заранее. Они от своих планов не отказываются, но вынуждены пересматривать свой выбор продукта в пользу отечественного решения.
В любом случае перевнедрение в кратчайшие сроки огромного функционала – сложный и рискованный проект. Как научились справляться с такими задачами?
«Главная проблема заключается в том, что в большинстве случаев у отключаемых компаний довольно большие инсталляции: например, все модули SAP ERP, BW, BI, CRM. Полностью заменить их на единое российское решение не получится», – признал Киселев. В этом случае в центре системы появляется 1С:ERP, а часть задач решается другими вендорами. Такая ситуация накладывает на проекты определенные особенности: ключевой задачей становится правильно собрать общий ландшафт и ни про что не забыть – в этом 90% успеха.
Внедрение новой ERP остается наиболее трудоемкой и амбициозной задачей: приходится перевнедрять огромное количество функциональных блоков. Если пойти по традиционному пути, собирая функциональные требования пользователей и описывая необходимый им функционал, то это не приведет к цели, поскольку привычки пользователей SAP очень далеки от того, что они увидят в «1С». Из их требований невозможно собрать решение.
Киселев рекомендует подходить к внедрению через процессную модель: взять функциональный блок, разложить его на каталог процессов, используемых в данной компании (то есть по которым реально живет предприятие и без которых не может существовать), и наложить эти процессы на функционал «1С». При этом приходится проявлять творческий подход, так как уложить реальный бизнес-процесс в стандартный механизм «1С» бывает непросто. После этого фиксируются функциональные разрывы, при необходимости производится доработка системы необходимыми интеграциями, экранными формами, отчетами и т.п. Затем идет стадия внедрения, которое также осуществляется попроцессно.
На протяжении всего проекта важно вести активное вовлечение и обучение пользователей. В этом случае риски будут минимальными и к концу работ все будут понимать, что за система внедрена и как ею пользоваться.
Вторая особенность подобных проектов – сроки. Есть пример, когда на миграцию с SAP на «1С» заказчик выделил менее полугода, хотя полноценное внедрение 1С:ERP занимает вдвое больше. Что делать в этом случае? Использовать такую же процессную модель, но сокращать число процессов, которые попадут в первый релиз системы. Процессный подход при таких экстремальных сроках отлично работает.
Что делать, если «отключают рубильник»?
Если хорошо выстроены отношения с глобальным офисом, то об отключении предупредят, хотя бы за какое-то время. В этом случае включается «план Б», и компания выгружает все данные, относящиеся к ней. Параллельно прорабатывается план внедрения «1С». Выгруженными данными можно будет пользоваться для формирования статистики и восстановления учета.
Если же отношения с глобальным офисом формальные, то об отключении могут и не предупредить. В этом случае имеет смысл заранее прорабатывать план мероприятий на случай внезапного отключения и выстраивать параллельный ИТ-ландшафт, внедряя MVP необходимых систем уже сейчас. При удачном раскладе есть шанс перейти на новые решения за несколько дней, получив минимальный простой бизнеса.