Импортозамещение из добровольно-рекомендуемого мероприятия превратилось в принудительное. Происходит передел освобожденных рыночных ниш как старыми, так и вновь появившимися отечественными игроками. Вместе с рынком и запросами заказчиков изменились и задачи интеграторов, вынужденных гораздо больше времени уделять исследовательской и просветительской работе.
Весной российский ИТ-рынок покинули все ключевые вендоры. Стоит отметить, что в целом интеграторы отыграли ситуацию достойно. Работа по подготовке к возможной необходимости миграции многими уже велась – все-таки об импортозамещении к тому моменту говорили уже 8 лет.
Возвращения уже не ждут
Дмитрий Васильев: «Компании понимают, что не существует волшебной таблетки, которая позволит за пару месяцев перейти с одной, внедряемой несколько лет, системы на аналогичную. Началась разработка программ перехода с учетом замены всего ПО, а не только прикладного» |
«Мы готовили базу для технологической независимости клиентов с 2014 года. Был заблаговременно разработан целевой импортонезависимый портфель, и уже при первых запросах компаний в феврале мы предлагали несколько вариантов решения проблемы», – говорит Дмитрий Васильев, директор по развитию ERP-решений в IBS. Компания была готова поддерживать программные продукты ушедших из России вендоров и за нынешний год дополнительно усилила это направление.
Портфель продуктов расширяется, чтобы предлагать не одно отечественное решение для замены западного ПО, а несколько альтернативных вариантов. Сейчас в IBS работают над расширением портфеля в нескольких направлениях: тестирование основных ERP-, BI- и MES-систем российского производства, поиск отечественных решений (аппаратные платформы, СУБД, операционные системы, офисные пакеты, специфическое отраслевое ПО и т.д.), способных заменить западные системы, а также стимулирование партнеров к самостоятельной разработке решений, аналогов которых нет на российском рынке.
Как отмечает Васильев, весной запросы были двух типов. Первые – от представительств западных брендов, которых отключали от облачного сервиса, предоставляемого материнскими компаниями. Это были срочные вопросы, которые приходилось решать в очень ограниченные сроки, но таких запросов было не слишком много. Вторые – от российских компаний, которые начали паниковать, пытаясь найти поставщика услуг, способного за два-три месяца перевести их, например, с SAP на «1С».
Сейчас ситуация стабилизировалась, и запросы стали более конкретными. Компании понимают, что не существует волшебной таблетки, которая позволит за пару месяцев перейти с одной, внедряемой несколько лет, системы на аналогичную. Началась разработка программ перехода с учетом замены всего ПО, а не только прикладного. Замена оборудования пока остается открытой темой. У некоторых заказчиков есть желание перейти на процессоры «Байкал», но по ним мало наработок, и не все готовы идти на такие риски, хотя большинство разработчиков операционных систем уже отчитались об успешной работе с «Байкалом».
Ильдар Закиев: «Случаев невозможности взаимодействия отечественного железа и ПО становится меньше, нежели несовместимости одного российского ПО с другим. Это неудивительно: раньше наши производители ориентировались в первую очередь именно на совместимость с ведущими зарубежными вендорами» |
«Мы достаточно быстро смогли систематизировать портфель решений и переориентировать основной фокус с учетом новых реалий», – утверждает Ильдар Закиев, руководитель отдела инфраструктуры «ЛАНИТ-Интеграция». У компании уже было налажено взаимодействие с отечественными вендорами, а за спиной – наработанный опыт многочисленных проектов и пилотных внедрений.
Заказчики встретили события весны по-разному: кто-то знал о некоторых российских продуктах, кто-то слышал о них впервые. За это время приходилось выступать не только в привычной роли системного интегратора, но и в качестве «психологов-экспертов». Сейчас наблюдается небольшое затишье, какое уже было в конце февраля. Однако, начиная с апреля, пошел поток запросов на пилоты по замещению систем. Заказчикам интересно, какие есть отечественные решения и как они работают. Вполне вероятно, что ближе к концу года активность со стороны клиентов возобновится с новой силой. Основное отличие весенних и нынешних запросов в том, что тогда подавляющее большинство заказчиков ожидало скорого возвращения зарубежных вендоров на российский рынок. Сейчас же доверие к иностранным производителям исчезло.
Когда в марте произошел резкий ответ рынка на политические события, в «Кроке» создали для заказчиков ситуационный портфель по сохранению работоспособности компаний.
«Вопрос стоял очень остро, и поэтому реагировать приходилось быстро – буквально за считанные дни. Следующим этапом стало создание в апреле-мае основного портфеля импортозамещающих решений», – рассказывает Наталия Софронова, директор по решениям импортозамещения компании «Крок». Уже летом большинство заказчиков пришло к пониманию, что ситуация не вернется к прежнему состоянию, рынок изменился навсегда и нужно действовать в существующих реалиях. Сейчас у «Крок» насчитывается более 200 российских партнеров – это производители ИТ-оборудования, вычислительных платформ, аппаратно-программных комплексов и систем хранения данных, а также разработчики ПО, бизнес-приложений и решений в сфере защиты информации. Вместе с ними реализуются проекты и сохраняется работоспособность заказчиков в инфраструктурном блоке и бизнес-приложениях.
Формирование экосистемы
«Действительно, каждый интегратор выстраивает свой подход в зависимости от разных факторов. Наша компания формирует независимую экосистему ИТ-продуктов, следуя пяти этапам», – говорит Закиев. Первый шаг – регулярное изучение рынка и новых решений. Во-вторых, следует знакомиться с отечественными вендорами, их командой, опытом и референтными проектами. Также необходимо изучать продукты отечественных производителей в лаборатории – проверять их по внутренним методикам и развертывать на собственном оборудовании. Затем выбирается наилучшие решения для каждого сегмента рынка, которые эффективнее закрывают потребности заказчиков. Заключительный этап – это сборка технологических комбинаций, где команда интегратора подбирает решения, которые могут друг с другом взаимодействовать. Он особенно важен: случаев невозможности взаимодействия отечественного железа и ПО становится меньше, нежели несовместимости одного российского ПО с другим. Это неудивительно: раньше наши производители ориентировались в первую очередь именно на совместимость с ведущими зарубежными вендорами. Сейчас тренд меняется, и в каждом сегменте появляются лидеры, на которых ориентируются другие компании.
Васильев также признает, что вопрос выстраивания новой экосистемы, основанной только на отечественных ИТ-продуктах, актуален сегодня как никогда. Однако он считает сценарий, когда отдельные интеграторы пытаются создавать собственные экосистемы, малоэффективным. Правительство РФ уже создало ряд комитетов под управлением Минцифры, призванных консолидировать потребности рынка и стимулировать создание и развитие недостающих ИТ-решений в масштабах индустрии. Один из таких комитетов — ЦКР ERP/CRM (Центр компетенций по развитию российского общесистемного и прикладного программного обеспечения «ERP/CRM») — сейчас разрабатывает комплексную программу «Федерация» для создания экосистемы вендоров, интеграторов и заказчиков. Программа учитывает не только проработку стека ПО, но и обучение достаточного количества ИТ-специалистов для его поддержки и внедрения, а также создания инфраструктуры для поддержки таких решений. В рамках программы создана «Лаборатория ERP» для тестирования программных продуктов на совместимость. IBS активно участвует в этой программе, помогая в организации работ, а также передавая в программу весь свой опыт в импортозамещении, накопленный за последние годы.
«Мы также активно работаем с вендорами, тестируем новые платформы, которые появляются на российском рынке, включая в продуктовый портфель все, что отвечает потребностям клиентов. И мы сами разрабатываем компоненты, которые требуются рынку», – продолжает Васильев. В прошлом году IBS выпустила для целей импортозамещения два продукта на базе платформы «1С». Кроме того, уже несколько лет компания развивает платформу «Планета». Это инструмент повышения эффективности процессов, создания отраслевых моделей данных и рекомендательных систем корпоративного уровня. Для решения конкретных задач бизнеса служат специализированные функциональные продукты: «Планета. Аналитика», «Планета. НСИ» и др. Они дают заказчикам расширенные возможности внедрения промышленных решений, разработанных полностью на основе российских технологий и ПО с открытым кодом.
Проекты с исследовательской составляющей
Сколько требуется времени, чтобы собрать «мозаику» из отечественных систем, отвечающих потребностям заказчика?
«Создание законченного решения по локализации систем – сложная задача, требующая огромной экспертизы. В ее рамках требуется интеграция бизнес-приложений, почты и офисных приложений, средств связи, файловых хранилищ, систем информационной безопасности», – подчеркивает Александр Сысоев, руководитель направления инфраструктурных решений «Крок». Только очень хороший системный интегратор сможет собрать эту мозаику за полтора-два месяца и выдать коммерческое предложение заказчику. Нужна очень большая экспертиза, чтобы собрать цельную картину из отдельных элементов, при необходимости пообщаться с вендорами и ответственно заявить заказчику, что это лучшее для него решение. После реализации полутора десятков таких проектов в «Крок» появился калькулятор для проектирования комплексных решений буквально за несколько дней.
«Если регулярно проходить все этапы нашей методики по формированию экосистемы, то результат можно получить практически сразу», – считает Закиев. Другой вопрос, что он зачастую не устраивает заказчиков, так как предложенных функций может быть недостаточно. Поэтому довольно часто приходится дорабатывать продукты совместно с российскими производителями. Например, включать нужные «фичи» в дорожную карту развития продукта или реализовывать необходимый функционал другими компонентами.
«Импортозамещение неожиданно подталкивает прогресс в области создания композитных систем», – полагает Васильев. – То, о чем еще недавно писали аналитики Gartner в своих исследованиях как о перспективном пути развития корпоративных систем, нам приходится воплощать в жизнь здесь и сейчас». В рамках проектов прорабатывается реализация композитной архитектуры для корпоративных клиентов и создается инструментарий для платформы оркестрации и управления большим количеством приложений. При сборке композитной архитектуры в IBS используют собственную карту ПО для построения корпоративных систем. Основное ядро системы собирается на продуктах «1С», к нему добавляются программные продукты под бизнес-задачи. Эта работа занимает от двух месяцев до года в зависимости от масштабов заказчика и его требований.
«Исследовательской работы стало гораздо больше, проект с новым программным продуктом или с новой комбинацией программных продуктов чаще всего превращается в НИОКР», – констатирует Васильев. Для тестирования большого количества компонентов приходится создавать стенды.
Александр Сысоев: «Нужна очень большая экспертиза, чтобы собрать цельную картину из отдельных элементов, при необходимости пообщаться с вендорами и ответственно заявить заказчику, что это лучшее для него решение» |
Действительно, реальное поведение систем и их возможности интеграции могут отличаться от обещанных вендором. «Если раньше ИТ-инфраструктура многих компаний представляла собой пазл из практически идеально подобранных элементов, то сегодня мы имеем дело с новым набором компонентов», – говорит Сысоев. Как результат в «Кроке» также пришли к необходимости организовывать стенды, позволяющие создавать комплексные решения в режиме конструктора и понимать, как системы работают и сочетаются друг с другом. Лишь такой подход дает возможность отвечать за конечный результат проектов.
Однако запрос рынка крайне велик, и заказчикам также крайне важно видеть суть и возможности новых решений. «Крок» даже развернул демо-стенд российских решений по различным классам инфраструктурного ПО с возможностью удаленного тестирования. Такой тест-драйв позволит самостоятельно оценить производительность и совместимость продуктов перед их внедрением в ИТ-инфраструктуру. Идея создания демо-стенда заключается не в тестировании отдельных несвязанных продуктов «в вакууме», а в моделировании единой экосистемы из локальных, в большинстве своем новых российских решений в условиях, максимально приближенных к реальной инфраструктуре. Например, на нем представлены операционные системы с установленными клиентами других систем, офисные пакеты, решения по управлению конфигурацией, файловый сервер, почтовые системы и мессенджеры, VDI и т. п. Это позволит отобрать наиболее зрелые и перспективные продукты в различных сегментах инфраструктурного ПО.
«Запрос, который мы часто слышим от наших заказчиков: «Можете ли вы заменить продукты конкретного вендора?» При этом каждая организация понимает под этой фразой что-то свое», – сетует Закиев. Сначала нужно провести обследование, выявить индивидуальные потребности заказчика, затем создать пилоты на разных продуктах, чтобы определить подходящее решение. После этого исполнитель должен провести апробацию на ограниченной группе пользователей и только тогда масштабировать на всю организацию. Важно еще на начальном этапе работы с заказчиком исключить ложные ожидания и утвердить будущие результаты.
Импортозамещения из коробки не будет
Одним из главных вопросов, волнующих рынок, является срок нестабильности, связанной с формированием импортонезависимых ИТ-экосистем, и вероятность появления каких-то стандартных, «коробочных» наборов.
Как отмечает Закиев, уже сегодня на рынке представлены отечественные решения, которые реально используют в компаниях. Особенно таких продуктов много в сфере информационной безопасности, где специфика российского законодательства повлияла на их возникновение и развитие. В ближайшем будущем, при благоприятных условиях в других сферах ИТ такие решения могут даже стать лидерами рынка в России и СНГ.
«Если теория Gartner по развитию корпоративных систем будет реализована в России в полном размере, то о «коробочном» наборе говорить будет неправильно. Скорее, на рынке появятся все необходимые компоненты для создания систем корпоративного уровня», – считает Васильев. На это, по его мнению, потребуется от пяти до семи лет. А на создание новых монолитных ERP-решений «с нуля» потребуется минимум 10 лет. Вполне вероятно, что один из российских ERP-вендоров – например, «1С», – создаст монолитное решение корпоративного уровня, покрывающее всю функциональность SAP, и это может занять чуть меньше времени. В любом случае, не стоит ожидать значительного изменения ситуации в ближайшее время.