Исследователи из университета штата Техас в Остине провели несколько экспериментов, показывающих, что когда пользователи социальных сетей делятся на своих страницах ссылками на различные материалы, это повышает их уверенность в том, что они разбираются в материале, даже если не читали его. Публикуя ссылки, пользователи примеряют на себя роль эксперта, и это меняет их самоощущение.
В одном из экспериментов 98 студентам предложили ознакомиться с набором статей из Интернета и, по желанию, прочесть их, или поделиться ссылками в социальной сети, или сделать и то, и другое. Затем исследователи проверили объективные и субъективные знания студентов — что они фактически знали о содержании статей, и что они думали о своих знаниях. Как можно было предвидеть, у прочитавших статьи выросли как объективные, так и субъективные знания. Но субъективные знания выросли и у тех студентов, кто только делился ссылками, не читая статей и не получая, таким образом, никаких объективных знаний.
В другом эксперименте 300 пользователям Facebook (владелец соцсети компания Facebook признана экстремистской и запрещена в России. — Прим. ред.) дали прочитать статью о том, как делать инвестиции. Затем их разбили на группы, одну из которых попросили поделиться у себя на странице ссылкой на статью. А затем всем пользователям предложили собрать условный инвестиционный портфель из акций (более рискованных вложений) и облигаций (менее рискованных). Те пользователи, которые делились ссылкой, собирали в среднем существенно более рискованные портфели.
Результаты исследования публикуются в журнале Journal of Consumer Psychology.